search
main
0

Нам надо научиться говорить

В Москве стартовал конкурс «Педагог года Москвы-2012», в который объединены несколько профессиональных конкурсов, но главным остается по-прежнему конкурс «Учитель года Москвы». Что такое для учителя этот конкурс, в чем его специфика, кто может стать победителем? Об этом говорят победители конкурса «Учитель года Москвы» прошлых лет.

Антон МОЛЕВ, учитель истории московской гимназии №1505, учитель года Москвы-2011, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2011»:- Прежде всего нужно, конечно, понимать, что конкурс – это, с одной стороны, соревнование, с другой стороны, не совсем спортивное состязание, где есть, к примеру, четкая дистанция, которую нужно преодолеть, или вес, который нужно взять. Все равно в любом случае такая процедура связана с некой субъективной оценкой, но при этом существуют и определенные критерии. Все их перечислять не имеет смысла, потому что есть огромное положение о конкурсе, но ключевое испытание – это собственно урок в чужом классе. Урок полноценный, правда, проведенный в сжатые сроки, если мы говорим о финальной части конкурса, но в рамках календарно-тематического планирования. Понятно, что эти рамки относительно жесткие, в любом случае можно каким-то образом вписать в урок более масштабную, например обобщающую, тему, если есть такая задача, но в целом это должно ложиться в контекст того, чем ребята занимаются в этот момент. Важный момент: урок – это 30 минут, в которые нужно поместить все то, что ты хотел бы показать.Тема моего урока на Всероссийском конкурсе была такой: «Будущее России в начале XX века». Это масштабно, а конкретно я предложил ребятам проанализировать плакат, написанный в 1909 году Алексеем Владимировичем Дурново, который рекламировал выставку новейших технических изобретений. Международная выставка (первая такого уровня) проходила в Санкт-Петербурге. Вся прелесть плаката заключалась в том, что он написан в стиле модерн, это такие сказочные картинки – летящая ладья, елочки, крепость, река, то есть, в общем, почти картинка из русских сказок. Это было первое, что ребята увидели без текста (я специально его «замылил»), они сказали, что это какая-нибудь открытка или еще что-то в этом роде. Когда же они увидели текст, мы вместе попытались понять, почему можно этот документ проанализировать как артефакт, чтобы извлечь из него некоторую информацию, получить тот самый образ будущего, который был сформирован, формировался или существовал в начале XX века.На российской финальной части конкурса есть еще важные испытания помимо урока – представление опыта работы, беседа с родителями и разговор с учащимися. По формату ребята выбирают одну из этих 7 тем и предъявляют ее за 5 минут до начала мероприятия, соответственно родители делают то же самое. Мне кажется, что само то, что тема известна заранее, снижает планку этого испытания, делает его несколько нелогичным. Если урок – реальная жизненная ситуация, в которой учитель оказывается каждодневно, то представить себе, как в реальной жизни в моей школе ко мне придут ребята и заранее выберут одну из 7 тем для разговора, вряд ли возможно. В реальности мы можем провести по заданной теме классный час, а так ребята приходят, у них возникает проблема, которую они хотят обсудить, тогда и складывается дискуссия. Так же и с родителями, которые приходят на родительское собрание и хотят обсудить какую-то актуальную тему здесь и сейчас. Учитель ко всему этому – неожиданному – должен быть готов всегда.В день завершения конкурса и награждения победителей мы встретились с Президентом РФ Дмитрием Медведевым, министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, ректором МГУ имени М.В.Ломоносова Виктором Садовничим и мэром Москвы Сергеем Собяниным. Мы пили чай и разговаривали, я внимательно слушал все, что произносил наш президент. Все это было содержательно понятно, принципиально нового ничего не прозвучало, обсуждение все равно всегда сводится к финансовому вопросу или материальной проблеме. То есть всегда с власть имущими идет разговор о деньгах в разных его вариантах и интерпретациях. Для меня лично это кажется самой главной проблемой. Всегда звучала позиция – надо дать как можно больше, нужно обеспечить, учитель должен получать. Эта позиция учителя, получающего или ожидающего, что ему что-то дадут, присутствует всегда во всех текстах нашей власти. А я думаю, что принципиально важно изменить эту ситуацию, учителю нужно предоставить возможность, чтобы самому обеспечить себе некий достойный уровень. Я никогда не был против возможности реализовать себя еще и, может быть, как человека, способного заработать своей профессиональной деятельностью какие-то деньги. Заработать! Речь идет о возможности как раз такого присуждения грантов, профессиональном совершенствовании учителя, которое могло бы ему приносить некие дополнительные средства. Это и стимул, с одной стороны, для его развития, а с другой стороны, изменение его статуса хотя бы в глазах учеников.Михаил СЛУЧ, учитель математики и директор школы №1060, учитель года Москвы-2010, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»:не кажется, что к Москве всегда и во всем предъявляют особые требования. От Москвы на Всероссийский конкурс выходит один участник, и от региона, в котором людей гораздо меньше, чем в одном из округов Москвы, выходит тоже один участник. Поэтому здесь конкуренция иная, но нет ничего удивительного, что уровень москвичей довольно высок.Есть очевидная проблема, связанная с тем, что непонятно, как и за что судьи ставят оценки, часто это непонятно самим участникам, а порой это непонятно и самим судьям. С одной стороны, учитель должен быть традиционен в хорошем смысле слова, с другой стороны, его опыт должен быть инновационен, интересен, уже используем на практике и реален.В Москве все довольно кучно, если человек просто говорит непонятно о чем-то, это легко проверяется. Московский конкурс проходит в несколько этапов, есть и школьный этап, и окружной этап, в этом смысле можно посмотреть, как учитель работает в своей школе, можно посмотреть, как он работает с другими детьми.Когда приезжают учителя из регионов, то не очень понятно, какой опыт везет каждый учитель.Огромная проблема состоит в том, что учителя, выступающие на конкурсе, в принципе должны представлять какие-то новые вещи. Новые я имею в виду не в смысле, скажем, сферической геометрии, которую на конкурсе представлял я, а в смысле методов. Видно, насколько это трудно проходит. Конечно, состав участников всегда неровен, а готовность работать в разных современных форматах абсолютно неодинакова.Если говорить об особенностях московского конкурса, то он очень сильно завязан на импровизации, то есть учителя постоянно ставят в неожиданную ситуацию. Например, я помню, как на московском конкурсе, который проходил в школе №1567, я должен был разговаривать с детьми, мне была известна тема, но она вдруг оказалась другой, нужно было повернуть разговор на тему, умеем ли мы всегда говорить «да» или «нет». Мне кажется, что здравые члены жюри (во всяком случае, мне это кажется!) оценивают такую ситуацию не по тому, как конкурсант подготовился, а по тому, насколько он интерактивен.Я иногда слышу слова о том, что учитель, участвующий в конкурсе, должен представлять образование в своей школе, в округе, а во Всероссийском конкурсе должен представлять региональную систему образования. Я считаю наоборот: учитель должен отвечать за самого себя, желательно говорить своим голосом. Но, на мой взгляд, сегодня стало проблемой то, что очень мало учителей, которые не только готовы говорить своим голосом, но и вообще готовы говорить. Хотя у нас такая, казалось бы, публичная профессия.Я думаю, что конкурс учителей вполне честный, нормальный поединок. Мне нравится, что определение победителя этого конкурса помогает выработать интегральный взгляд на то, каким должен быть современный учитель, у жюри и каждого участника. Когда победителю в финале рукоплещут весь зал и его коллеги по конкурсу, люди, которые прожили с ним 10 конкурсных дней, это большой плюс для абсолютного победителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте