Данное мероприятие проводится в рамках адаптивной образовательной системы школы, имеющей шестикомпонентную структуру, один из компонентов которой – занятия по культурологии, включающие в себя изучение истории малой родины, традиций родного края, знакомство с историей и традициями разных народов, проведение тематических праздников, организацию экскурсий, посещение музеев народного быта.
Цель: показать и рассказать учащимся о самом прекрасном и изысканном виде народного творчества – вышивке. Задачи: – донести до учащихся красоту народного рукоделия;- раскрыть секреты русских искусниц вышивки и рукоделия;- показать традиционные русские украшения и одежды наших предков, живших в далекие времена на Руси и в России.ОформлениеНа сцене в одном углу стоит ширма, рядом стол с принадлежностями для вышивки. В другом углу – импровизированное окно, стоит лавка, на которой будут сидеть девушки в русских сарафанах. Рядом стоит раскрытый сундук, на нем вышитые изделия; маленький столик, на котором разложены вышитые изделия. Представлена книжная выставка по теме вечера. На стенах развешаны плакаты с русскими пословицами и поговорками: «Работа да руки – надежные в людях поруки», «Работа мастера хвалит», «Ремесло пить-есть не просит, а само кормит», «Иглой да бороной деревня стоит», «Иголка – мастерица, вышивать не ленится», «Иголка мала, а нужду поборола». Музыкальное оформление.Действующие лица:1-й и 2-й ведущие.В русских народных костюмах – чтец, Маша, Катя, Ерема, Настя, Матвей.Три подруги в современной одежде.Сказочные герои: Шелковые нитки, Шерстяные нитки, Мулине, Игла, Наперсток, Бисер, Стеклярус, Ткань, Пяльцы, Ножницы.Ход вечера1-й ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одном из самых древних видов декоративно-прикладного искусства – вышивке. Искусство вышивки с древних времен известно всем народам. Значение этого искусства велико, оно помогает украсить людям свое жилище уникальными вещами. Каждая вещь, созданная мастерами, служит прекрасным подарком, знаком памяти. Корни орнамента народной вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли природу, помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц. В течение веков узоры усложнялись, у каждого народа складывался определенный характер орнамента и его колорита. 2-й ведущий: Острое желание вышивать возникает внезапно – при взгляде на красивую вышивку, при виде уникального художественного произведения с вышивкой или во время наблюдения за работой мастерицы. Каждый человек нуждается в самовыражении. Поэтому еще в древности появилось множество народных художественных промыслов, вышивка – самое доступное и любимое ремесло для вдохновения творческой души…1-й ведущий: В одном городе жила-была обычно-необычная девочка Наташа. Она училась, как все, в обычной школе, а необычность ее заключалась в том, что она очень любила вышивку и умела красиво вышивать. В старину всех девочек с детства учили вышивать, а в наше время вышивкой занимаются любители…Выходит Наташа, садится за стол, берет пяльцы, вышивает.Наташа: Я держу в руках пяльцы – маленький кружок, в котором натянута ткань с нарисованным цветком. Я втыкаю иголку и протягиваю нитку. Один стежок, другой стежок… Хорошо ли у меня получится? Не знаю… Но мне нравится делать то, что я делаю, и очень хочется, чтобы вышло красиво, как в музее, как в книге. Все эти драгоценные вышивки, которые я видела в музее, тоже были когда-то просто тканью с нарисованным узором. Давным-давно чьи-то руки продевали сквозь ткань иголку с ниткой: один стежок, другой стежок… Безвестная мастерица час за часом терпеливо склонялась за работой. Под тонкими перстами в маленькой плоской вселенной медленно раскрывались цветы; и тихо-тихо, незаметно расцветали в сердце рукодельницы доброта и покой.2-й ведущий: Наташа любила дарить свои работы друзьям просто так, чтобы порадовать их. Как-то раз в один из обычных дней, когда Наташа вышивала очередной подарок, произошла невероятная история. К ней пришли подруги поболтать за чашкой чая, но, увидев на столе ее вышивку, стали восхищаться.Выходят подруги Наташи.1-я подруга: Ах, Наташа! Такого красивого эльфа я еще не видела. Его золотые крылышки просто великолепны, они переливаются всеми цветами радуги. 2-я подруга: А гномик-то! Гномик! Какой он смешной!3-я подруга: А цветы, а бабочки! Ну просто как живые! Какая же ты, Наташа, чудесница! Это просто волшебство какое-то. 1-я подруга: Не удивлюсь, если твои работы по ночам оживают и живут своей жизнью.Наташа: Ой, девочки, мне и самой порой кажется, что такое возможно.1-я подруга: Да, у Наташи просто талант, не всем это дано. Я бы ни за что так не смогла.Наташа (выходит из-за стола): Ну что вы, это же просто шелковые нитки. Если хотите, я вас научу, как меня бабушка учила. У меня ведь тоже сразу не получалось. Пойдемте пить чай, и я вам расскажу о секретах моей бабушки. Наташа и ее подруги уходят за ширму. Звучит музыка. Из-под стола, позевывая, появляются Шелковые нитки, Шерстяные нитки, Мулине, Игла, Наперсток, Бисер, Стеклярус, Ткань, Пяльцы и Ножницы.Шелковые нитки: Слышали, что про нас сказали? Мы самые лучшие, мы самые красивые, мы самые главные!Игла и Наперсток (хором обиженно): Почему это вы самые главные? Игла: Без меня вообще ничего бы не было.Наперсток: А я Иголочке помогаю, нитку через ткань проталкиваю.Шерстяные нитки: А чем мы хуже?! (Возмущенно.) Почему это только Шелковые нитки главные? Мы пушистые, мягкие. Мы объемную вышивку создаем. Значит, мы главные. Мулине: И мы, и мы, Мулине, не хуже. Нами гладью вышивают, мы нигде не застреваем, мы ничем не хуже Шелковых. Мы главнее!Бисер и Стеклярус (вместе): А без нас не было бы ни глаз у птиц, ни капель росы на листочках. Так что мы самые главные!Ткань: Ха-ха-ха! Да если бы не я, кусок Ткани да Пяльцы, где бы вы все, интересно знать, были бы!Пяльцы: Вот именно!Ножницы: Возмутительно! Да это мы самые главные из главных!Все предметы для вышивки кричат наперебой, что они самые главные.Бисер и Стеклярус (вместе): Без нас нет красоты!Мулине: А мы помогаем создать Наташе картины!Шелковые и Шерстяные нитки (вместе): Нет, это мы создаем картины, а вы ничего не значите!Выходят Наташа и ее подруги.2-й ведущий: Они так расшумелись, что не заметили, как в комнате появились привлеченные шумом Наташа и ее подруги.2-я подруга: Вот это да! Они живые, они разговаривают!Шелковые нитки: Ну, конечно же, мы живые. (Обращаясь к остальным предметам, гордо.) И мы самые главные.В ответ все предметы для вышивки снова начинают шуметь, спорить.Наташа: Тише-тише! Это удивительно, невероятно. Чудеса, да и только. Успокойтесь и не ссорьтесь. Вы все главные, вы все помогаете мне вышивать живые и красивые картины. Вы все мне очень нужны.2-я подруга: Уж не сон ли это, Наташа?3-я подруга: Всем сразу один сон не может сниться. (Обращаясь к предметам для вышивки.) А спорите вы зря. Без умелых рук Наташи ни Иголочка, ни Ниточка сами вышивать не могут, да и все остальные будут лежать без дела. Ножницы: А ведь правда, чего это мы раскричались, кто главнее да лучше?Игла: Без умелых рук моей хозяюшки (вздыхает) я просто обычная игла.Ткань: И я просто лоскут ткани.Предметы для вышивки (хором): Мы больше не будем ссориться. Мы будем и дальше помогать тебе, Наташа, вышивать красивые вещи.Наташа: Спасибо вам, мои друзья, нам ссориться никак нельзя.Под музыку все предметы для вышивки расходятся в разные части сцены, затем уходят.1-я подруга: Чудеса, Наташа, творятся в твоем доме, сказать кому, не поверят.2-я подруга: Действительно, чудеса. Может быть, мы ненадолго оказались все в сказке?3-я подруга: Сказка – это вышивка Наташи. То, что ты, Наташа, создаешь своими руками, действительно похоже на волшебство.1-я подруга: Все, что здесь произошло, просто удивительно! И честное слово, я тоже буду учиться вышивать, чтобы дарить людям красоту.2-я и 3-я подруги (вместе): И мы тоже будем учиться.Наташа и ее подруги уходят.1-й ведущий: Народная вышивка – старинное изобразительное искусство, это рисунок ниткой по ткани. Вышивка – наиболее распространенный вид народного искусства. Она не требует сложного оборудования: игла, нитка, холст – вот и все, что нужно, чтобы вышить изделие. Все это всегда было и всегда есть в каждом доме, всегда под руками у каждой женщины. Вышивка по своей природе домашнее занятие, или иначе – занятие для дома, именно поэтому вышивка всегда была занятием по душе и для души, а в технические и художественные аспекты вышивки издревле вложены давние традиции, которые не только передавались из рода в род, но и сохранились до нашего времени.В глубину веков уходит искусство украшать одежду, предметы бытового обихода однотонными или цветными нитками, золотом или серебром, драгоценными камнями, бисером, стеклярусом, блестками, накладным шитьем.Материалом для шитья и вышивки в разное время служили жилы животных, нитки конопли, льна, крапивы, хлопка, шерсти, волос, серебра, золота, жемчуг, драгоценные камни, бусы, бисер, ракушки разных размеров и блестки. Для накладного шитья применяли мех, кожу, войлок, сукно, шкуры, ткани разных сортов.2-й ведущий: Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к VI-V векам до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае шелком-сырцом (шелк-сырец – техническая нить натурального шелка) на шелковых тканях волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивка – одно из древнейших ремесел Китая. Искусство вышивки было знакомо в Китае уже в 255 году до н. э. Поначалу вышивание некоторых животных и птиц (журавль или павлин) использовалось для указания принадлежности людей к тому или иному социальному рангу. В дальнейшем вышивка превратилась в сугубо декоративную, а потом в художественную. Вершины развития вышивка достигла в эпоху Хань (206-221 гг. до н. э.), когда в Китае начало развиваться шелкопрядное производство. Вышитая картина – особый вид художественного творчества. Мастера вышивания иглами воспроизводили картины, которые впоследствии стали называться «картины иглой» и «превосходящие саму природу». Выработались свой стиль в работе с иглой, комбинации цвета и изображения. Вышивка-рисунок рассматривается как изысканный предмет. Шелковая нить не выцветает и сохраняет свой первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованные картины.Китайское искусство вышивки оказало большое влияние на развитие вышивки в других странах. С караванами, идущими по Великому шелковому пути, изделия китайских мастеров попали в Европу. 1-й ведущий: О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IХ-ХII векам. Узоры, выполненные золотыми нитками, золотым шитьем, в далекие времена украшали одежду знатных людей. В ХIV-ХVII веках вышивка приобретает широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи, платки.2-й ведущий: Вышивание было распространено в основном среди знатных женщин и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно, и с ХVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Вышивкой украшали полотенца, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники и головные уборы. Приемы вышивания, узоры и их цветное воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами. 1-й ведущий: Многие вышивки поражают совершенством исполнения, богатством и разнообразием узоров. Здесь можно встретить и древо жизни, и птиц, и солярные знаки. Сегодня в полной мере трудно себе представить значение вышивки в старой русской деревне. Все, что окружало человека в быту, было заботливо украшено крестьянскими руками. На стол стелили скатерть, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор (подзор – кружевная вышитая кайма, оборка, обрамляющая нижний край чего-либо (покрывала, юбки и т. п.). В праздничные дни самые красивые полотенца-платы развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу (божница – полка или киот с иконами). 2-й ведущий: В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семьи.Выходят девушки в русских народных костюмах, в руках у них работы с вышивкой. Катя и Настя садятся на скамью. Маша садится у окна.Маша (напевает): Ты пройди, пройди, мой милый, По моей по улочке!Посмотри, летит вон соколКо своей голубушке!Настя: Ой, Маша, хватит печалиться. Лучше за работу принимайся.Катя (встает с лавки, потягивается): Ох, спина устала, подруженьки. (Притоптывая и приплясывая, поет частушку.)Полотенце вышивалаПетухами, утками.Я миленка поджидалаЧасами и минутками.По деревне я хожу, полотенца стелю, Я еще похожу и еще постелю.У-у-ух!Настя: Постелешь, постелешь. Как приданое нашьешь, да ткани наткешь, да выбелишь, да вышьешь, так и выстелешь до суженого.Катя: Ох устала я, мочи нет. (Садится на скамью.)Маша: Ничего, Катенька, все вместе справимся. Успеем и тебе, и себе приданого нашить и вышить.Девушки продолжают вышивать и поют частушки.Маша:У меня на сарафанеКосолапы петухи:Я сама не косолапа – Косолапы мужики.Настя: Мы с миленочком гулялиВозле речки и пруда;Нас лягушки испугали – Не пойдем больше туда!Катя: Ох, кошка, брысь!На порог не садись:А то миленький пойдет, Спотыкнется, упадет.Маша, Катя и Настя (вместе): Не стой, милый, у порога,Проходи на лавочку!Не стесняйся, отодвиньМою точену прялочку.Раздается свист, появляются Ерема и Матвей. Они приплясывают и поют частушки.Ерема: Шел деревней – девки спали, Заиграл в гармошку – встали, Встали, пробудилися,Окна растворилися.Матвей: Гуляй, Матвей,Не жалей лаптей:Батька лыка надерет – Лапти новые сплетет.Ерема и Матвей подходят к окошку.Ерема: Эй, Машка, айда со мной на игрище.Хватит спину гнуть,Пойдем со мной на луг.Катя и Настя (вместе возмущенно): Какая она тебе Машка?!Ерема: Миль пардон, Мария Тимофеевна.Хватит уже вышивать,Пойдем со мной гулять.Маша: Друг сердечный, Ерема, я не могу. Сначала надо кудельки напрясть, да полотна наткать, да рушник вышить. А потом я пойду с тобой и подругами гулять.Ерема (машет рукой): Пока тебя дождешься, поседеешь.А я парень молодойИ пока холостой.Сам с усам и глаз лихой.Я себе другую найду, С ней по улице пойду.(В зал.) Эй, девчата! Айда со мной гулять да семечки лузгать. Пошли, Матвей, нечего нам тут делать.Матвей: Подожди, Ерема. Ты неправ. Придет пора, и девчата с нами гулять пойдут, а пока им надо работу доделать, а то их маманя заругает.Ерема (машет рукой): А ну вас.Я парень молодой,Не кривой и не косой, Мне гулять охота.Настя: Уходил бы ты отсель, паренек.Катя: Не мешай нам вышивать. Настя: Да приданое в сундук набирать.Настя и Катя (вместе): Шел бы ты подобру-поздорову.Матвей: Пойдем, Ерема. Пусть девчата работают. Матвей и Ерема уходят. Маша плачет.Катя: А ты, Маша, не плачь.Не по тебе этот циркач.Настя: Ты себе другого присмотри. Чтоб работящий был да у сохи перед конем не польку танцевал, а в поле чтобы правильно пахал.Катя: Да землю-матушку любил,Да чтоб тобою дорожил.Маша: Ох, подруженьки…Друга милого ждала, Шелком вышивала.(Поет):Ой, то не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. Катя, Настя и Маша (вместе): То мое сердечко стонет,Как осенний лист дрожит…Катя, Настя и Маша продолжают вышивать.1-й ведущий: Крестьянские девушки к пятнадцати годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, головные уборы и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии. Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе, и каждое должно было быть расшито своим узором.2-й ведущий: Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» означало вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков. В вышивке предстает перед нами народное познание мира и природы. Творцы узоров неразрывно связаны с природой родного края и несут в себе культурные традиции.1-й ведущий: Расположение узора и приемы вышивки были органично связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов. В вышивках свободных, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской и других областей.Самые распространенные приемы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью. 2-й ведущий: Еще во времена наших бабушек вышивание считалось женским занятием. Жена-рукодельница – это богатство любой семьи.1-й ведущий: В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. И по сей день вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.Пред нашим взором луг зеленый, На нем ромашки, васильки,Течет ручей, а над цветамиПорхают нежно мотыльки.Стрекозы в вышине летают, И облака там проплывают,Кузнечик – маленький скрипач, Он за жуком пустился вскачь.Стежок к стежку ложится нитка, Иголка протыкает ткань.Своими умными рукамиНам мастерица вышьет ткань. Юрий УМАНОВ, учитель истории и обществознания Липицкой средней школы Московской области
Комментарии