Мы очень долго жили надеждой о сближении города и деревни. Увы, она растаяла как дым. Сегодня молодые специалисты “залетают” в сельские школы редко.
А это значит, что где-нибудь в Погорелке, Диулино, Храмово один учитель ведет несколько предметов, математику дает бывший механик (в 2000 году неспециалистов в местных школах работало 808 человек), или вообще не ведутся уроки физики, географии, иностранного языка…
Незаметно пролетают школьные годы, и сельские мальчишки и девчонки оказываются перед выбором, где продолжить учебу. Если притязания не идут дальше профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, то больших проблем у них не возникает. Они появляются у тех, кто мечтает о высшем образовании. Куда поступать? Как выдержать конкурс с выпускниками городских школ, которые подготовлены гораздо лучше?
Большинство школьников-хорошистов, целеустремленных и способных, не уверены в себе и не решаются вступать в неравную борьбу за место на студенческой скамье. Платное обучение им недоступно, хотя иногда и рассказывают про то, как на учебу юноше сбрасывается вся родня.
Реальный шанс
В 1994 году в Кургане появилось уникальное учебное заведение – лицей для сельских школьников. Область наша крестьянская, небогатая, и лицей – словно спасительная соломинка.
Идея возникла в недрах “мозгового центра”, именуемого Главным управлением образования. В то же самое время в железнодорожных школе-интернате N7 и интернате при школе N30 из-за уменьшения количества учеников стали пустовать помещения. И было решено открыть на их базе три лицейских класса для школьников 10-11-х классов, чтобы они смогли подготовиться к вступительным экзаменам в институты.
В первый набор попали те, кого рекомендовали районные отделы образования. Жесткого профилирования в тот год не было, ребята ходили только на те факультативы и дополнительные уроки, которые их интересовали. Педагогическому коллективу пришлось отрабатывать модели с разным уровнем обученности. Ученики пришли хоть и хорошие, но требования-то у лицея совсем иные. Состыковывали лицейские программы с вузовскими.
Люся Анищенко из села Костыгин Лог Целинного района из простой семьи – мама работает бухгалтером, папа – слесарем. Она мечтала стать юристом, занималась с репетитором по иностранному языку. Понимала, что для юридической академии нужна более солидная подготовка, потому и поступила в лицей. Сначала было очень трудно. По алгебре, например, в первый месяц сильно съехала. Долго привыкала к городу. Пришлось поднапрячься. И усилия не пропали даром – она стала студенткой.
Лицейские преподаватели отмечают, что сельские школьники отличаются поразительной работоспособностью, трудолюбием. Это помогает им через некоторое время восполнить пробелы и улучшить успеваемость.
Во второй и последующие наборы поступающие в лицей уже держали экзамены, проходили тестирование. Конкурс был, как правило, 2-3 человека на место. Выбирать можно было из трех профилей: гуманитарный (школа N30), физико-математический, биолого-химический (школа-интернат N7).
Эффективность предпринятого справедливого шага в отношении сельчан очевидна. За семь лет существования лицея через него прошли 312 человек. Из них около 90 процентов поступили в разные вузы России. Роман Квашнин, например, победитель областной олимпиады по географии, учится в Омской медицинской академии. Дима Бухаров, знаток экономики, – студент Курганской сельскохозяйственной академии, Женя Коробейников “грызет гранит наук” в Челябинской медакадемии. Леонид Устинов, золотой медалист лицея, продолжает учебу в лучшем вузе страны – Московском государственном университете.
– Наши дети, – рассказывает завуч лицейских классов Лариса Акишина, – очень способные, разносторонне развитые, с высоким уровнем интеллекта. С большим потенциалом. Они активны. Участвуют в городском КВН “Смехач”, ходят в театры и музеи, сами организуют интересные праздники. У них есть перспектива, а это, согласитесь, немало. И я просто не представляю, как сложились бы их судьбы, если бы не лицей…
Через призму экономики
Условия обучения и жизни лицеистов достаточно суровые. Во-первых, это отрыв от отчего дома, от родителей и самостоятельное житье-бытье в незнакомом Кургане. Если нет родственников, то жить предстоит в интернате, где полное самоуправление, никто за тебя ничего не сделает. Есть и такие подростки, кто не выдерживает разлуки с родными, не вписывается в существующие порядки и уезжает.
Во-вторых, учебный процесс приближен к вузовскому: лекции, семинары, сессии. Даже зачетные книжки имеются, как у настоящих студентов. Очень мало личного времени, кроме уроков отведены определенные часы на самоподготовку.
За обучение в лицее родители не вносят ни копейки. Они оплачивают только питание – 13 рублей в сутки. А чтобы удешевить его, сами частенько привозят в столовую интерната муку, овощи, картофель. Главное управление образования закрывает статью по зарплате педагогам и частично компенсирует затраты на питание. Остальное – коммунальные услуги, эксплуатация оборудования, мебели – на плечах Южно-Уральской железной дороги.
С экономической точки зрения управлению железной дороги нет резона содержать сельских школьников, а детей железнодорожников в лицее обучается немного. И периодически возникает вопрос о закрытии столь замечательного учебного заведения. Особенно он обострился, когда в управлении сменилось руководство.
– Наши отношения с бывшим начальником железной дороги, – рассказывает заместитель начальника ГлавУО С. Пан, – все шесть лет строились на элементарном понимании того, что когда речь идет о детях, то безнравственно искать какую-то выгоду.
После жарких дебатов договоренность о сохранении лицейских классов была достигнута. И уже в прошлом учебном году был сделан очередной набор старшеклассников из сельской местности.
Однако изменилась ситуация с их размещением. В седьмом интернате идет реконструкция помещений, и часть ребят определены на жительство в другой интернат, а ездить лицеистам на уроки в 30-ю школу приходится через весь город. И проблема финансирования не снята. По-прежнему не выделяется средств на учебники, на оборудование, на мебель. Но руководство управления образования намерено добиваться выделения дополнительных средств на содержание лицеистов в правительстве области.
Областные лицейские классы – не единственная возможность для способных подростков из сельской местности. Дело в том, что в Главном управлении образования имеется выстроенная концепция развития профильного обучения по всей области. И она не только значится на бумаге, но и реализуется. А в связи с переходом на 12-летнее обучение становится еще более актуальной.
Образовательный маршрут ведет
в профкласс
Профильный класс – это еще один шанс сделать правильный профессиональный выбор.
Сегодня в области открыты двери четырех межрайонных классов с разными профилями: педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, военный. Что это значит? Скажем, десятиклассник из Лебяжьевского района спит и видит себя врачом. Для того чтобы поступить в медвуз, нужно очень хорошо разбираться в биологии, химии. Ближайший адрес, где ему помогут углубить знания по названным предметам, – Макушинская средняя школа, медицинский класс. Такие же профильные классы есть в Далматово, Щучье, Куртамыше. У каждого из них, работающего по определенной системе “школа – вуз”, имеется договор с Омской, Тюменской, Челябинской медицинскими академиями.
В педагоги готовят старшеклассников в школах поселка Каргаполье, в Макушино, Шумихе, Глядянское. После профилирования им смело можно ехать в Шадринский педагогический институт, где их ждут. Более того, каждый год увеличивается число выпускников сельских школ, поступающих вне конкурса на основе договоров Главного управления образования и администраций районов.
И наконец, военные классы. Их всего два: в Куртамыше и Шумихе. После их окончания мальчики поступают на первый курс Челябинского военного института.
Начало широкого перехода на профильное обучение планируется на 2004 учебный год. В Курганской области, по словам начальника Главного управления образования Бориса Кугана, отработан организационный этап вхождения в профильное обучение и сейчас завершается работа по созданию областной профильной программы, которая вписывается в российскую концепцию. А главный его результат – осуществившиеся мечты ребят из сельской местности. Их состоявшиеся судьбы.
Валентина ШАЛАЙ
Курганская область
Комментарии