На круглом столе в Совете Федерации обсудили проблему бюрократической нагрузки в системе образования и законодательные инициативы, которые призваны исправить ситуацию.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о той работе, которая проводится под руководством ведомства для сокращения бюрократической нагрузки. Он отметил необходимость снижения объема базовой документации, которую ведут педагоги, количества мониторингов в системе образования, оптимизации информационных систем. По его словам, в ходе пилотного проекта, участниками которого стали 24 образовательные организации из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Пензенской, Нижегородской и Новосибирской областей, определены основные подходы и дальнейшие шаги в данном направлении. «Сейчас мы вышли на финишную прямую, когда нужно принимать нормативные акты, вносить поправки в Закон «Об образовании в РФ», – сообщил Анзор Музаев. Он рассказал также, что в ходе встреч и обсуждений с учителями определены шаги, которые должны сделать процедуру проведения всероссийских проверочных работ максимально удобной и комфортной, освободить учителей от необходимости загрузки дополнительных данных, автоматизировав этот процесс.
Отдельно Анзор Музаев остановился на мониторингах, проводимых различными ведомствами, которые также нагружают образовательные организации работой по внесению всевозможных данных в информационные системы. По его словам, Рособрнадзор уже отказался от ряда своих мониторингов. «Существует много информационных систем, и нам всем нужно договориться, провести ревизию, чтобы мониторинги не дублировали друг друга», – отметил Анзор Музаев.
О том, какие законодательные инициативы готовятся для решения проблемы, подробно рассказала советник руководителя Рособрнадзора, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки Наталья Алтыникова. По ее словам, в 2024 году необходимо внести поправки в Закон «Об образовании в РФ», которые наделят Минпросвещения и Минобрнауки полномочиями по формированию перечня документов для преподавателей вузов, учреждений СПО и воспитателей детских садов, как это уже было сделано для учителей школ. Также необходимо законодательно запретить запрашивать документы за пределами утвержденного перечня, определить основания для запросов информации у образовательных организаций и разрешить им не отвечать на запросы, направленные без оснований. Кроме того, необходимо внести поправки в КоАП РФ, вводящие административную ответственность за запросы и требования свыше установленных законодательством норм.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что в ходе встреч в регионах учителя часто говорят о нехватке времени для выполнения своих прямых обязанностей из‑за многочисленных отчетов. «Педагог должен отдавать все силы воспитанию и обучению детей, не отвлекаясь на заполнение бюрократической отчетности», – подчеркнула она.
В обсуждении приняли участие заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, заместитель губернатора Севастополя Игорь Михеев, представители регионов и образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте.
В заключение Наталья Алтыникова рассказала, что рабочей группой подготовлен типовой перечень мероприятий, которые необходимо реализовать на уровне субъектов РФ, чтобы снизить бюрократическую нагрузку в системе образования, и попросила сенаторов взять под контроль эту работу в своих регионах.
Сергей ДОНАТОВИЧ
Комментарии