Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова предложила законодательно запретить фото- и видеосъемку на школьных уроках без разрешения директора или педагога. Как отметила депутат, дети порой специально создают такие ситуации, когда учителя можно выставить в неприглядном свете, записать на телефон, а потом выложить видео в Интернете. По словам Ольги Казаковой, предлагаемые изменения в законодательство будут способствовать защите статуса учителя. Сейчас законопроект об особом статусе педагога разрабатывается в Минпросвещения.
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Как один из инициаторов принятия закона о статусе учителя я поддерживаю принятие новых мер по защите прав педагога. Но если объектом защиты являются честь и достоинство педагога, то имеет смысл рассматривать все ситуации, в которых они могут пострадать. И создавать реальные механизмы защиты. Что касается видеосъемки, в последние годы неоднократно предпринимались попытки полностью запретить использование мобильных телефонов на уроках. СанПиНы ограничили применение смартфонов в обучении. Минпросвещения и Рособрнадзор выпустили рекомендации по ограничению использования мобильных устройств связи в образовательной организации учащимися. На практике идея сдавать телефоны в коробочки перед уроком зависит от доброй воли детей, нет правового регулирования. Если мы говорим о запрете видеосъемки, нужно определить, что будет в случае его нарушения. Также нужно предусмотреть исключения, если съемка оправдана внештатной ситуацией.
Галина РОЖКО, секретарь аппарата – руководитель правового департамента Общероссийского профсоюза образования, кандидат юридических наук:
– Еще в начале 2020 года эксперты профсоюза подготовили проект федерального закона, предложив для всех участников образовательного процесса установить ответственность за оскорбления и насильственные действия по отношению к педагогам. Законопроект предполагал внесение изменений не только в Федеральный закон «Об образовании в РФ», но и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс РФ.
Инициатива о запрете фото- и видеосъемки на школьных уроках без разрешения директора или педагога, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и обсуждения в педагогическом сообществе. Вместе с тем, на наш взгляд, ряд моментов уже урегулирован нормами действующего гражданского законодательства и законодательства о персональных данных.
Полагаем, что указанный вопрос наряду с законодательным регулированием может быть решен посредством норм внутренних локальных документов образовательной организации. Необходимо разъяснять права, обязанности и ответственность участникам образовательных отношений и выстроить четкий механизм контроля за соблюдением указанных норм.
Проблема агрессии в образовательной среде является сложным социальным явлением, и ее решение требует комплексного подхода, включающего не только точечное законодательное регулирование, но и изменение правосознания учеников и родителей.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Проблема действительно есть, и ее надо решать. Другое дело – как? Для того, кто издевается над учителем, запреты и разрешения ничего не значат: у него стерта граница между добром и злом, нет истинного понимания, что такое хорошо и что такое плохо. Как результат – неуважительное отношение не только к учителям, но и к сверстникам, родителям, соседям, к социуму. То есть проблема нравственная, и решать ее надо путем сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Причем делать это и с детьми, и с их родителями. Для этого стоило бы пересмотреть содержание «Разговоров о важном». Главными темами должны стать базовые понятия жизни нашего общества: справедливость, добро, честь, забота, дружба, почитание старших, взаимоуважение. При таком содержательном и системном подходе будет решен не только вопрос безопасности учителей, но и многие другие социальные проблемы.
Мария ГОЛОВАНОВА, призер Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021, заместитель директора гимназии №122 имени Ж.А.Зайцевой, Казань:
– Я однозначно за. Думаю, большинство учителей поддержит эту инициативу. Непонятно, почему при наличии в Гражданском кодексе статьи о запрете съемки без согласия гражданина дети и родители позволяют себе не только скрыто снимать педагогов, но и распространять эти материалы, зачастую вырывая из контекста слова и действия учителя. Напомню, съемка детей, будь то экзамен, олимпиада или видеоролик на конкурс, может быть только с письменного согласия родителей, и школы это требование всегда выполняют.
Порой детьми руководят родители, желая переложить ответственность за успеваемость или поведение своего чада на учителя. Например, они утверждают, что учитель плохо объясняет предмет или предвзято относится к ребенку. Как правило, снимают учителей именно в таких случаях. Добросовестному ученику в голову не придет записывать своего педагога, а нормальный родитель всегда захочет решить проблему при личной беседе с преподавателем.
Но, к сожалению, есть случаи, когда учителя ведут себя недостойно, и с помощью съемки дети хотят привлечь внимание к таким фактам, чтобы изменить ситуацию. Вывод один: все участники образовательного процесса должны не только соблюдать закон и уважать права друг друга, но и не забывать об элементарных правилах человеческого общения. Тогда аудио- или видеозаписи в школах прекратятся.
Игорь БАРЫШЕВ, преподаватель МГУ имени М.В.Ломоносова:
– Если видеосъемка нарушает чьи-то права, разрешения учителя явно недостаточно для ее проведения. Если же она не нарушает ничьих прав, кроме самого учителя, это чрезвычайно подозрительно. Мой собственный учительский опыт говорит о том, что «право на закрытость», непубличность вредит как учителю, так и ученику, и вредит достаточно серьезно.
Я начинал свою преподавательскую деятельность у Александра Тубельского. Это был первый год, когда он получил в свое распоряжение школу. Разумеется, я вел себя либерально. Но в некоторых сложных классах следовал методике Макаренко, а это, как я теперь понимаю, методы, применимые только в особых ситуациях, которые, надеюсь, никогда больше не повторятся в общественной жизни России. Если бы тогда в классе стояла камера, мне и в голову не пришло бы воспользоваться подобными методами. И больше я к ним не прибегал.
Демонстрировать себя на камеру и демонстрировать себя зависящим от тебя людям – это совершенно разные вещи. И первая демонстрация куда более здоровая. Поэтому я за то, чтобы записывать на камеру все происходящее в классных комнатах и рекреациях. Школа должна стать открытой! Это на пользу всем, кто к ней причастен.
Анастасия КАРТАВЦЕВА, учитель английского языка, Воронеж:
– Мне, как и многим моим коллегам, приходилось оказываться в ситуации, когда дети снимают тебя на телефон. И да, они могут специально спровоцировать, вывести из себя, чтобы потом исподтишка записать видео. Также я знаю, что в некоторых школах города в классах установлены видеокамеры, на уроках ведется съемка, это официально, и педагоги об этом извещены. Но в таких случаях они дают свое согласие, договариваются об этом в педколлективе. Считаю, что любая другая съемка также должна вестись с согласия учителя. Если это будет прописано в законе, это будет правильно.
Антон ГОМОЗОВ, председатель Орловского регионального отделения РДДМ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020:
– Все чаще в Сети можно наткнуться на видеоролики, в которых запечатлен фрагмент учебного занятия. И все бы ничего, если бы фрагмент этот обозревал какой-то научный эксперимент или открывал тайну решения той или иной математической задачи. Напротив, популярность набирают ролики с конфликтными ситуациями во время образовательного процесса. Если посмотреть на ситуацию с позиции обывателя, то выглядит это действо крайне неприглядно и, как правило, выставляет учителя в дурном свете. Думаю, совершенно очевидно, что 99,5% подобных видео – спланированная школьниками провокация. В погоне за популярностью ребята стряпают «годный» контент и выкладывают его в Сеть, абсолютно не думая о последствиях для своих педагогов, авторитета школы, класса. Плюс ко всему страдает учебный процесс, потому что те, кто все-таки пришел в школу учиться, вынуждены лицезреть разыгрываемый спектакль, а не учить предмет.
Ограничение на съемку в школах – это не замалчивание происходящего в образовательных организациях. Это воззвание к здравому смыслу. Ребенок приходит в школу учиться, а не снимать контент. Давайте ему в этом поможем.
Наталья К., учитель, Великий Новгород:
– В моей семье мнения разделились. Муж сказал, что дети – существа с еще не сформированной психикой, без ответственности, и если некоторые доводят педагога до истерики и потом снимают на камеру, то это безобразие, его нужно пресекать. Дочь-школьница возразила, что бывают такие учителя, которые издеваются над детьми, а без записи на видео доказать это будет невозможно. Я считаю, что оба моих родных человека по-своему правы. Считаю, вносить изменения в закон по этому вопросу нельзя без широкого обсуждения.
Комментарии