search
main
0

Наладить работу профкома…

Советская власть в построении нового мира огромное место отводила учителю. Партии необходимы были бойцы революции, и учителя воспринимали свою работу как фронт. В декабре 1919 года был выпущен декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанный Лениным, а в 1920 году создается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Рабочий день учителя стал безмерным. Особенно сельского, поскольку безграмотной была вся крестьянская Россия.

Продолжение. Начало в «МП» №20, «У истоков», №21 «Объединение и раскол»На третьем фронте вставая горою,на фронте учебы, на фронте книг, -учитель равен солдату-герою -тот же буденновец и фронтовик.Владимир МАЯКОВСКИЙ

Союз учителей-интернационалистов по предложению Ленина высказался в пользу скорейшего учреждения Всероссийского профессионального союза работников просвещения и социалистической культуры. Создание союза было организационно оформлено 29 июня 1919 года. С этой даты начинается советский период в истории профсоюзного движения работников образования России.

Чем занимались профсоюзы? Для примера обращусь к краеведческому материалу. «После изгнания из Белгорода деникинцев в 1919 году отдел народного образования значительно улучшил свою деятельность и помог учительству наладить работу профкома союза работников просвещения. Профсоюз оказывал значительную помощь в налаживании работы в школах и учреждениях по дошкольному воспитанию: в пополнении обедневших кадров работников, налаживании методической работы, улучшении материального положения работников в отношении питания и жилья, отопления, снабжения трофейными пособиями и другим. Профкому союза удалось добиться передачи в его распоряжение особого помещения, целого дома с рядом комнат и зала, в котором проводились совещания, вечера самодеятельности, спектакли, лекции» [2, с.105].

Когда уж педагог посещал организованные профкомом лекции, не знаю. Местная газета «Трудовой день» в 1924 году пишет: «Когда вспоминаешь нашего шкраба, то поневоле приходит на ум песенка из оперетки: Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро вверх, Фигаро вниз – точь-в-точь с нашими школьными работниками.

Борьба со знахарством – шкраб, ветврач взывает к шкрабу, кто борется с самогоном, с невежеством, агитаторы, кооператоры, докладчики непременно указывают: «У вас тут есть учитель или учительница, ну вот он вам про это расскажет». Местные власти, да и наконец даже население (ведь оно собирает для школы!) и то старается наложить на шкраба какие-нибудь обязанности». И неудивительно, что учительство порой шло на профсоюзное собрание без энтузиазма: «После собрания не хотят даже спеть «Интернационал» – одним некогда, а другим есть хочется».

Трудно приходилось и тем, кто стоял у истоков учительских профсоюзов.

С осени 1891 года в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте на окраине Петербурга работали три девушки – сестры Вера и Людмила Менжинские и Надежда Крупская. Они вели активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих. «В большой комнате ожидало около 300 рабочих и работниц. За два часа никто не шаркал ногами, не кашлял, не хлопал дверью. Рабочие жаждали нового, они приходили на лекции в свою воскресную школу совершенно добровольно, без всяких уговоров».

В двух предыдущих статьях имена Веры Рудольфовны и Людмилы Рудольфовны Менжинских упоминались в связи со становлением учительских профсоюзов. К сожалению, об этих неординарных профсоюзных лидерах известно немного. Вера была старшей, а Людмила младшей дочерью статского советника Рудольфа Игнатьевича Менжинского, профессора истории римско-католической духовной академии. Все дети (за исключением Александра, сделавшего карьеру в Министерстве финансов) приняли активное участие в революционной борьбе. Вячеслав в 1917 году стал первым советским наркомом финансов, а после смерти Дзержинского в 1926 году возглавил ОГПУ и находился на этом посту до 1934 года.

Мать Менжинских занималась делами женского кружка: подыскивала недорогое жилье для бедных семей, определяла на учебу детей. Ее огорчало, «что в недорогом жилье нуждается слишком много людей, что просьбы о помощи сыплются со всех сторон, и только два доктора согласились бесплатно лечить бедных» [1, с.24]. Видимо, пример матери повлиял на решение Веры и Людмилы заниматься профсоюзной и педагогической деятельностью. Мать дружила с Поликсеной Стасовой. Ее дочь Елена – убежденная большевичка, «товарищ Абсолют», работала в Центральном Органе партии. Вера и Людмила посещали молодежные сходки и вечеринки у Стасовой, где и познакомились со слушательницей Бесстужевских курсов Надеждой Крупской.

Сестры отличались и внешне, и по характеру. Вера – темпераментная, подвижная, энергичная, могла расшевелить кого угодно. Из наблюдения филера Горшкова: «ее приметы: темная шатенка среднего роста, плотная, лицо полное, круглое. Одета в меховую шляпу вроде панамы, плюшевый жакет с меховым воротником и меховой муфтой, синюю юбку… С вокзала конкой поехала в магазин «Ала-Тоалет». При ней был сверток в виде пачки бумаги. Скрылась от наблюдения».

Людмила – хрупкая, с пышной копной волос и восторженными глазами. Милочка в революцию 1905 года возила в изящном саквояже динамит для подпольной большевистской «военки»… Людмила не боялась никого. Работая в Наркомате просвещения, она, по словам Льва Троцкого, часто обращалась к брату, чтобы выручить арестованных [4, с.77].

На конференции представителей учительских объединений, культурно-просветительных и учебно-воспитательных учреждений, состоявшейся в конце 1918 года в Петрограде, представителем правления союза была избрана именно Людмила Менжинская. С ее именем и связана организация единого профессионального объединения педагогов.

Вера работала в Василеостровском 12-классном училище, в 1905 году вступила в партию большевиков. В ноябре 1917 года она вместе с Людмилой вошла в состав коллегии Наркомпроса и участвовала в выработке проекта основных принципов единой трудовой школы. Вера активно участвовала в налаживании диалога советских органов власти с учительством, благодаря ее усилиям забастовка педагогов не стала всеобщей. В декабре 1917 года Государственная комиссия вынесла постановление об увеличении жалованья народным учителям, обеспечении их бесплатными квартирами, отоплением, освещением.

С 1929 года Вера Менжинская руководила Государственными курсами заочного обучения иностранным языкам – все Менжинские свободно владели несколькими иностранными языками.

Мало исследована роль Надежда Константиновны Крупской в становлении учительских профсоюзов. Бурей оваций встречали Крупскую делегаты I Всероссийского съезда Профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР: «… на трибуну поднялась пожилая седовласая женщина в строгом, простого покроя платье. Открытое русское лицо. Спокойным внимательным взглядом обвела переполненный зал, который дружно и восторженно ей аплодировал.

Она выждала несколько секунд и деловито надела очки. В зале сразу наступила тишина. Подавшись вперед, каждый приготовился слушать человека, чье имя стало легендой. Добрая половина учителей видела и слушала Крупскую впервые. По рядам зашелестели листики бумаги, блокноты – участники съезда ждали доклада» [5,с.183].

Крупская считала, что учительский профсоюз «должен смотреть на культполитпросветработу как на свое родное дело: устроить настоящую избу-читальню, устроить настоящий колхозный клуб – ведь это дело нашего союза» [5, с.184].

Надежда Константиновна полагала, что пониманию роли профсоюза в нашей жизни нужно учить с детства. «Каждый московский ребенок в настоящее время обязательно интересуется тем, что такое профсоюз…Можно, объясняя, что такое профсоюз, изложить все сухо, скучно, но можно дать и яркую картину того, что такое профсоюз, и из этой яркой картины ребенок скоро поймет, что собой представляет профсоюз» [6, с.5].

В первых профсоюзных лидерах твердость, даже жесткость, самым удивительным образом сочеталась с мягкостью и заботой об учителях. Говорят, что лучшим памятником человеку становятся сделанные им при жизни дела. И мне хотелось бы, чтобы после Крупской, сестер Менжинских, других профсоюзных лидеров не памятники остались, а живые дела, которые они успели сделать вместе с профсоюзами, созданными ими за первые послереволюционные годы.

Татьяна КИЯЩЕНКО, учитель основной школы №34

Продолжение следует

Литература

1. Барышев М. Особые полномочия. М., 1978.

2. Коноров М. И. Воспоминания о состоянии народного просвещения в г. Белгороде. В кн. Белгород в воспоминаниях белгородцев. Белгород, 2008.

3. Макаренко А.С. Марш тридцатого года. М., 1988.

4. Млечин Л. Председатели КГБ. М., 1999.

5. Соратники Ленина – организаторы профсоюзов СССР. М., 1970.

6. Боченков В. Сказка ложь, да в ней намек. // Учительская газета. 2009. 29 сентября.

7. Егорова М. Растительная жизнь педагога. // ж.Родина. 2008. №11.

8. notesrevolution.ru

9. www.fiktionbook.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте