search
main
0

Накормить “впрок” или научить “ловить рыбу”?

Знания должны быть вторичны по сравнению с развитием психики, личности ребенка. Они должны стать средством, а не целью. Следовательно, и “Требования” к выпускнику станут принципиально иными. Правда, тогда не обойтись без психологов, тех, которые в состоянии создать концепцию нового, психологически грамотного подхода. Успешный опыт такой работы в России есть – с большим трудом, но разработана концепция одаренности. В дошкольной практике приняты “Основные направления”, которые не ограничивают педагогов в выборе программ, но четко проговаривают приоритет развития и его направления в каждом возрасте.
Только развивающее обучение в состоянии сохранить и развить активность познавательную и личностную у детей, помочь им стать успешным субъектом всех событий ожидаемых и неожиданных, развить способность к саморазвитию и самоизменению – т.е. выжить в стремительно изменяющемся мире.
Теперь подробнее ответим на те вопросы, которые предлагают авторы.
Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?
Практико-ориентированная направленность подразумевает не только знания и сформированные представления, но и определенный уровень компетенции, т.е. способность применять знания на практике во внешкольной жизни. В “Требованиях” он слабо представлен.
Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности и государства?
Определенные современные потребности учтены, но желательна возможность дальнейшего изменения.
Мало проработан вопрос о своевременности образования по отношению к возрастным потребностям детей. И это уже вопрос о смысле и ценности образовательного содержания.
“Требования” в большей степени должны отражать развитие ведущего для каждого возраста типа мышления, способностей, его проявляющих. Скажем, если у 7-9-летнего ребенка ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление, то и в требованиях к уровню подготовки выпускника обязательно это отразится: “способность к наглядному моделированию: чтение, составление карт, таблиц, схем, чертежей расчлененных и нерасчлененных, готовых, по образцу, по замыслу” – как отражение способности оперировать обобщенными образами во внутреннем плане.
Пока только представления, знания, обобщения – компоненты словесно-логического мышления. Где “придумывать”, “планировать” – как развитие воображения.
Не отражено развитие базовых психических характеристик каждого возраста: произвольности, пространственных представлений, социального интеллекта, игнорирование которых изначально ставит большинство детей в число не способных выйти за рамки успешного начального образования. Дальше опять придется тянуть, “порождать лавину лжи”.
Надо специально учить детей учиться, т.е. осознанно использовать свою память и внимание. Специально учить понимать себя, других людей, решать конфликты, выражать агрессию и недовольство приемлемыми способами. Это основы психологической безопасности жизни, которые уже не формируются традиционными средствами – в силу активно идущих процессов разрушения детской субкультуры и трансформации семейных отношений.
Достаточна ли разгрузка…?
Нагрузка должна соответствовать потребностям и возможностям ученика, и это вопрос форм эффективной, психологически обоснованной организации учебного процесса.
Реально ли выполнение…?
Изменения реальны, если будут продуманы и учтены самые проблемные факторы:
1. Психологическая и профессиональная готовность к переменам педагогов.
2. Государственная поддержка не только нормативная, но и научная, материальная, организационная.

Татьяна ПОХОДНЯ,
психолог 4-й многопрофильной гимназии
Норильск,
Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте