Такой была моя реакция на ту часть послания президента Федеральному Собранию, которая посвящена проблемам школьного образования.
Наконец-то нам сказали правду о ситуации в системе образования. Сначала деликатно: «оставляет желать лучшего», а потом прямо: с передовых позиций мы уже «откатились». Это не просто оценка, это подведение итогов. Спасибо, Дмитрий Анатольевич! А то в последние годы на совещаниях и конференциях, иных официальных мероприятиях нам говорили о таких успехах российского образования, что мы уже давно должны были жить в красивом и благостном мире, среди прекрасных, воспитанных и высокообразованных людей…
Трагедия в Беляевской школе Оренбургской области, несомненно, повлияла на содержание послания. Над символичностью этой трагедии еще думать и думать. В самом деле: в ветхую школу, требующую ремонта по многим параметрам, вставляют современные, хорошо видные издалека окна. Не так ли в российскую систему школьного образования, требующую ремонта, внедряются реформы и инновации, хорошо видные издалека – в рапортах, отчетах и докладах?.. Беляевская школа рухнула – без землетрясения, без помощи террористов, в результате шесть жертв, в том числе учительский суицид.
Случись такое в простодушном ХIХ веке, его высокопревосходительство господин министр просвещения незамедлительно подал бы государю прошение об отставке. Ныне представления о чести мундира иные, и министр образования под объективами телекамер спокойно выслушал информацию президента о том, сколько всего у него, министра, в хозяйстве аварийных школ. Наконец-то нам стало ясно, как старательно руководство образовательного ведомства скрывало правду от первых лиц страны (даже тогда, когда Дмитрий Медведев был куратором нацпроекта «Образование»). Наконец-то можно оценить ту виртуозность, с которой вокруг реального положения дел выстраивался высокий и красивый забор из высоких и красивых слов: концепции, инновации, компьютеризация, реструктуризация… За этим-то забором успешно внесли достижения цивилизации – компьютеры и Интернет – в школы с дырявыми крышами и трухлявыми стенами, школы без канализации и водопровода…
Наконец-то с нами стали говорить об образовании без навязшего в зубах термина «образовательные услуги». Этот термин из уже упомянутого высокого и красивого забора. Научившись молиться рыночному богу, фанаты-рыночники стали всерьез рассуждать о рентабельности и нерентабельности школ – как будто это фабрики по производству жевательной резинки. А один высокопоставленный рыночник договорился до того, что ученик – «это продукт, за который платят деньги»… В послании президента нет словосочетания «образовательные услуги». Это сигнал, сигнал более чем красноречивый…
Сказано, что образование «в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Такое понимание образования никак не втиснуть в понятие «услуга». Услуга – это то, что потребитель выбирает, потребляет и оплачивает (или отказывается и не оплачивает).
Рыночный подход к образованию как услуге заставлял Минобрнауки в последние годы всячески экономить на образовании. Рыночный подход породил призывы создавать в образовании конкурентную среду, иными словами, и далее усиливать неравенство между российскими школами. И конечно, втискивание образования в сферу услуг вбивает клин между участниками образовательного процесса: в сфере услуг потребитель всегда прав. Кому же тогда принадлежит ключевая роль в образовании? Кому?
Наконец-то дан ясный ответ и на этот вопрос: «ключевая роль в школе принадлежит учителю». Президентская формула тверда и однозначна. Не работодателю, на интересы которого Минобрнауки ориентировало не только систему профессионального образования, но и образование общее, школьное. Не родителям, которые уже получили право оценивать профессиональную деятельность учителя и влиять на его зарплату. Итак, ключевая фигура в школе – учитель, и президент ставит непростую задачу: не только удержать в школе лучших учителей (а ведь уходят, уходят!), но и системой стимулов обеспечить пополнение школ новым поколением учителей. Во-первых, задача не сведена к привлечению в школы только молодежи; во-вторых – и это невероятно важно! – речь идет о людях «вовсе не обязательно только с педагогическим образованием». У нас в лицее много замечательных учителей именно такого круга…
Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии