Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении…
– Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? На чем мы остановились? Ты должен знать это сам, лучше всех.
– За исправлением письменной работы (домашней. – Ред.) кратко повтори пройденное на прежнем уроке. Затем переходи к подробной разработке нового урока, разделив его на небольшие отделы.
– Избегай вопросов, на которые должно последовать лишь “да” или “нет”.
– Никогда не спрашивай: “Поняли?” Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно думать, что ты сам склонен предполагать, что тебя не поняли.
– Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему окончить предложение.
– Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам…
– При спрашивании учеников не следует держаться какого-либо определенного порядка, в противном случае ученики, которым далеко до очереди, будут невнимательны.
– Во время урока должен быть опрошен по возможности каждый ученик или по крайней мере каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить десяти ученикам по пяти вопросов, а тридцати – ни одного.
– Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела или не обращая на них внимания.
– Если ученик не может дать правильный ответ, помоги ему, наведи его, а потом спрашивай другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй учеников отвечать наугад и не трать времени попусту.
– Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.
– В тех случаях, когда нужно оттенить что-либо как особенно важное и запечатлеть в памяти, рекомендуется разучивание хором, но лишь в том случае, если оно не помешает занятиям учеников другого класса или отделения.
– При всех ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо, и в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика товарищи его в самом отдаленном углу класса.
– Заставляй учеников обьясненное повторить тотчас же, в конце каждой части урока, и старайся, чтобы оно твердо укрепилось в их памяти; …так же поступай и по прохождению всего урока.
– При исправлении работ неправильные формы языка и неправильные обозначения их не доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае ты как раз сам вкоренишь эти неправильности.
– …(Домашние. – Ред.) работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут же для переписки…
– Для домашнего приготовления назначай устные и письменные работы только подготовительного и повторительного характера и легкие статьи для заучивания.
– Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.
– Выставляй не самого себя, а преподаваемый предмет.
– Никогда не давай урока в раздраженном состоянии…
– Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.
– Держись на уроке серьезно: ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно. Не говори ничего, не идущего к делу.
– Держись перед учениками как образованный человек; не позволяй по отношению к ним вульгарных выражений.
– Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей и родственников ученика.
– Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо “не терпеть”.
– Не обьявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности; не говори никому “ступай вон” и тому подобных выражений.
– Если во время урока у тебя явится повод к неудовольствию на ученика, то, не раздражаясь и помня, что он ребенок, сначала посмотри на него пристально, чтобы он догадался, чего ты от него хочешь, и больше пока ничего не делай; если он этого не заметит, на время прекрати вопросы или рассказ и продолжай смотреть на него; только в том случае, если и это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием.
– …Не читай также длинных поучений, не прибегай к иронии или насмешкам; в большей части случаев строго, но без крика произнеси фамилию ученика.
– Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако последуй доброму совету: обходись во время уроков без всяких наказаний.
– Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.
Подготовила Ирина РЕПЬЕВА
…только не надо визжать и кидаться мелом!
…только не надо визжать и кидаться мелом!
… приходя в школу, забывать, как учили его самого;
… поспешно давать много контрольных и самостоятельных работ;
… вести себя, как ученик;
… суетиться и бегать по классу в каком-то недоумении;
… кричать, унижать и насмехаться;
… думать, что если он учитель, то ему все можно;
… быть замкнутым;
… судить об учениках с первого взгляда;
… занижать оценки тем, кто ему не нравится, и завышать оценки любимчикам;
… пить чай и завтракать во время урока;
… читать на уроках лекции, как в институте;
… бояться детей;
… сильно ругаться;
… ставить много плохих оценок;
… модничать, особенно в младших классах;
… ставить детей в угол;
… рассказывать материал с междометиями;
… относиться к детям как к несмышленышам;
… брать взятки, принимать подарки и входить в тесную дружбу с родителями учеников.
Десятиклассники, тряхнув школьными воспоминаниями и мобилизовав немаленький уже жизненный опыт, выдали “на-гора” следующее: они считают, что молодой учитель не должен:
… ругать учеников нецензурными словами;
… допускать язвительные и оскорбительные слова в свой адрес;
… нервничать, смущаться и краснеть, как перед свадьбой;
… быть хмурым и строгим;
… ставить двойки в первые месяцы работы;
… кидать мел в учащихся;
… расстраиваться из-за глупых выходок учеников (по-нашему, они умные);
… визжать на ребят, это всех раздражает;
… высказывать умные мысли, не обдуманные до конца;
… заглядываться на девчонок-старшеклассниц, это чревато встречей в темном подьезде с ухажерами;
… пугать учеников администрацией;
… задерживать на перемене и много задавать на дом;
… мстить ученикам и отыгрываться на них, как это, возможно, происходило с ним в детстве;
… притворяться умным;
… слишком мягко обращаться с учащимися;
… рассказывать примеры из своей частной или личной жизни по крайней мере в первые три года работы;
… слишком рано впадать в старческий маразм;
… появляться на школьной дискотеке, дабы не смущать своих учеников;
… стесняться публично признать свои ошибки (мы их каждый день делаем, и ничего!).
Что касается коллективной конструктивной мысли, то хорошо бы молодому учителю “войти в доверие к ученикам”, “вовремя поощрять за успехи”, а главное – “доступно преподавать материал”. И тогда, коллеги, благодарственные розы и умиления слезы вам обеспечены…
Лидия АНДРЕЕВА
“Мне достались лишь одни тапочки…”
Решила откликнуться на ваш призыв принять участие в конкурсе для молодых учителей “После звонка”. Суммируя свой собственный опыт дебютантки и тех, кто пришел в школу позже меня, могу сказать, что быть молодым учителем ох как тяжело.
Неудивительно, что на первых порах у начинающих большие проблемы с дисциплиной. Ведь классы им спихивают самые захудалые и отпетые – “на тебе, убоже, что нам негоже”.
Допустим, в результате “дневок” и чуть ли не “ночевок” в школе молодой учитель достигает определенных результатов в “очеловечивании” юной “дикой орды”. Нужно ли ждать за это благодарности от администрации?! Отнюдь. Это скорее настроит против вас весь педагогический коллектив – старожилы ведь люди усталые, утомленные педстажем.
Я немного захватила годы дефицита и социалистического распределения. Молодым никогда ничего не перепадало. Помню, как одинокая бабушка Карякина (биолог) схватила для себя блестящий молодежный плащ, а мне достались за все это время только комнатные тапочки. И то только потому, что я была членом профкома.
Впрочем, сейчас все эти воспоминания кажутся забавными, и, честно говоря, немного жаль, что теперь меня уже никто не считает молодым учителем.
Марина ЛИХОБАБИНА
Тверь
P.S.
Условия конкурса “После звонка” – в 1-м номере “УГ”.
Пишите нам!
Комментарии