Завершилась работа межрегионального семинара в стенах гимназии №2 Перми, которую много лет возглавляет народный учитель России, почетный гражданин города Людмила Андреевна Суханова. Перед тем как приступить к подведению итогов, гости совершили небольшую экскурсию по гимназии.
Особенно всем понравились функциональная учительская и раздевалка, где для каждого ученика предусмотрен личный шкафчик, есть камеры наблюдения, а также зеркала и диваны, как в театральных фойе. Есть в гимназии и помещение для отдыха с роскошным аквариумом, опять же напротив удобных диванов на стенах изображены семь чудес света: и красиво, и познавательно.
Гимназия дружит с Пермским академическим театром оперы и балета имени Чайковского, иногда руководство школы скупает все билеты для своих учеников и педагогов на понравившийся спектакль.
Итоговое заседание, проходившее в актовом зале гимназии, началось с приятной новости, которую сообщил председатель Комитета по социальной политике Пермской городской Думы Алексей ГРИБАНОВ: глава Перми Игорь Шубин решил выполнить наказ избирателей о строительстве жилья для работников бюджетной сферы. А значит, скоро начнется возведение дома, где справят новоселье учительские семьи.
К участникам совещания в заключительный день работы обратился и председатель краевого совета профсоюзов Виктор Иванович ЕФРЕМОВ: «Пермский край – регион со сложившимися традициями в социальном партнерстве, он стоял у его истоков. В 1992 году был принят региональный закон о социальном партнерстве, с той поры эта система развивается. В этом году мы подписали новое трехстороннее краевое соглашение на три года. Нам удалось максимально наполнить этот документ рубежными показателями и теми целями, к которым стремятся социальные партнеры и по зарплате, и по занятости, и по жилью, что позволит отследить выполнение обязательств, взятых на себя сторонами.
Сейчас ведется работа над законом об оплате труда работников бюджетной сферы, профсоюзы настаивают на четкой индексации зарплаты. Пока мы не находим понимания, но будем работать над этим дальше. А для того чтобы социальное партнерство развивалось, необходимо, чтобы эти вопросы всегда были в поле зрения».
Этой позиции придерживается и Центральный Комитет Профсоюза работников народного образования и науки, полагая, что эффективное социальное партнерство – путь к улучшению ситуации в отрасли и бюджетной сфере в целом, путь разумного диалога, а не конфронтации.
«У нас есть большие проблемы, связанные с нормативной базой социального партнерства, – отметила в заключительном слове заместитель председателя профсоюза Татьяна КУПРИЯНОВА. – К сожалению, наши соглашения, как и во всех бюджетных отраслях, носят нетарифный характер. Соглашения, заключаемые на федеральном уровне, распространяются только на работников учреждений, подведомственных Федеральному агентству по образованию. В основном они сводятся к определению намерений по выполнению основных совместных мероприятий. Конкретики в соглашениях недостаточно, и финансовое обеспечение отстает от желаемого и необходимого. Многим регионам сейчас нужно решать сложные задачи, в том числе в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования. И нам очень досадно, что в таких регионах-донорах, как Пермский край, вопросы повышения зарплаты решаются даже сложнее, чем в глубоко дотационных регионах, социальные обязательства которых на 80-90% финансируются за счет федерального бюджета.
ЦК профсоюза провел мониторинг по выполнению поручения Президента России о повышении зарплаты на 14% с 1 февраля 2008 года. Среди регионов-доноров, которые его не выполнили, оказались Пермский край и Республика Коми. Конечно, мы прекрасно понимаем, что деньги в этих регионах имеются, речь идет о выборе приоритетов.
Мы попытались еще раз проанализировать все формы нашей работы и найти пути совершенствования взаимодействия с властью. В связи с тем, что с 1 сентября в крае начинается основной этап КПМО – введение новой системы оплаты труда, мы очень предметно обсуждали ход подготовки НСОТ в намеченных пилотных территориях. У нас вызывают серьезные опасения подходы к реализации избранной методики формирования новой системы оплаты труда. Именно поэтому руководители территориальных организаций профсоюза так активно предлагали свои пути решения тех или иных задач, многие уже прошли нелегкий путь в этом направлении. Мы предлагаем и дальше проводить консультации. Но ясно одно: без серьезных финансовых вливаний невозможно рассчитывать на значительный успех в реализации новой системы оплаты труда. Потому что при ожидаемом повышении зарплаты учителей на 10-15% трудно надеяться на существенное повышение качества образования.
Пользуясь присутствием на встрече председателя краевого совета профсоюзов, хочу обратить внимание еще на одну проблему.
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, в которую входит наш Общероссийский профсоюз образования, активно отстаивает насущные интересы и законные права работников и студентов. Но нас, к сожалению, не всегда поддерживают профсоюзы внебюджетного сектора, которые нередко высказываются таким образом: кардинальное решение проблем бюджетной сферы возможно лишь на основе реального подъема в экономике. Поэтому мы продолжаем доказывать всем, что наши проблемы – это проблемы всего общества, детей и внуков каждого гражданина. Потому что всем нужны нормальное образование, качественное медицинское обслуживание. Мы надеемся на понимание и поддержку краевого объединения профсоюзов, его руководства.
И еще: в этот период, когда будут идти процессы модернизации образования и реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере, важно принимать очень взвешенные решения, чтобы не разрушить лучшие образцы педагогической деятельности. К числу таких образцов относятся те образовательные учреждения, с которыми ознакомились участники межрегионального семинара. Сложность оценки работы образовательного учреждения заключается в «отложенном» проявлении результата. Понимая это, наш профсоюз надеется на разработку и применение продуманных критериев оценки деятельности учителя, руководителя, школы в целом. И готов продолжать свое участие в этой работе.
Мы считаем, что в условиях масштабных преобразований в сфере образования власти не следует дистанцироваться от профсоюзов. Мы сможем влиять на ситуацию, добиваться ее улучшения в том случае, если власть будет нас слышать и вести не формальный, а заинтересованный диалог».
Комментарии