Впервые состоявшись, межрегиональный форум молодых педагогов «Культурный код педагога» обещал стать традиционным и интересным образовательным событием. И стал таковым, приобретя масштабность. К примеру, уже на третий форум собрались более 300 участников. Впрочем, это и понятно, ведь темой для обсуждения на нем выбрали «Конкурсное движение как фактор развития личности и профессиональных компетенций».
Почему внимание было обращено на профессиональные состязания, пояснил идеолог и модератор форума, наставник Совета молодых педагогов Красносельского района Антон Левцов.
– В Год педагога и наставника абсолютно логично говорить о конкурсном движении, ведь педагогический конкурс – это прежде всего возможность личностного и профессионального роста, – отметил он. – Конкурс помогает посмотреть на себя со стороны, позволяет систематизировать опыт педагогической практики, увидеть сильные и слабые стороны в своей работе, создает условия для обмена опытом и в конечном итоге влияет на качество обучения. Я очень рад, что в 2023 году форум «Культурный код педагога» можно рассматривать как совместный проект Общероссийского профсоюза образования, Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга, Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования, Совета молодых педагогов Красносельского района и муниципального образования город Красное Село. Это пример творческого, плодотворного и эффективного сотрудничества.
Приветствуя участников образовательного события, председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования Иван Кайнов еще раз напомнил, что в названии форума заложен глубокий смысл. Где, как не в Петербурге, говорить об образовании как о неотъемлемой части культуры. Педагогическое сообщество сохраняет, развивает и воспитывает культуру и культурой. А заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПбАППО Кристина Зайцева добавила, что подобный форум позволяет напомнить о таком явлении, как наставническая культура, которая, объединяя социальных партнеров, играет огромную роль в поддержке и сопровождении педагогов.
Сотрудничество как эффективный способ взаимодействия отметил заместитель главы города Красное Село Сергей Якунин. В частности, он сказал, что муниципалы, понимая несомненную важность и ответственность учительского труда, всегда готовы идти навстречу педагогическму сообществу. Сергей Якунин пригласил участников форума делиться своими идеями и проектами и пообещал, что самые интересные из них будут реализованы.
Форум «Культурный код педагога», как и многие знаковые образовательные события, год от года меняется, совершенствуя содержательную часть. В этот раз участникам было предложено выслушать спикеров в ходе пленарного заседания, а затем увидеть мастер-классы, причем не только победителей и лауреатов профессиональных конкурсов, но и именитых гостей. Нужно заметить, что вопросы к экспертам были продуманны и небанальны. Например, директору Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяне Сенкевич предложили объяснить, почему в конкурсное движение неохотно включаются те педагоги, кому за тридцать.
– Думаю, это связано прежде всего с отсутствием мотивации, – высказала она свое мнение. – Опытный педагог, уже получивший свою долю педагогического признания, думает: «Зачем тратить столько сил на преодоление конкурсных испытаний?» Ведь участие в конкурсе требует колоссальных усилий. Чем педагог старше, тем больше у него опыта, тем он востребованнее в школе, значит, нагрузка у него выше. Как выделить время еще и для подготовки к конкурсу? Кроме того, существует такой фактор, как страх неудачи. Педагога могут оценить не так высоко, как ему бы хотелось, и это тоже отпугивает опытных учителей. Поэтому я думаю, что включаться в конкурсное движение никогда не поздно, но лучше все-таки, когда ты молод, когда только развиваешь свое педагогическое мастерство, тогда конкурс легко встраивается в твою дальнейшую деятельность. Я иногда слышу разговоры о том, что слишком много всяких состязаний, но мы живем в динамичный век, а конкурс – это погружение в профессиональную деятельность, которое позволяет эффективно повышать свой уровень. Если говорить о нашем Красносельском районе, то мы уделяем внимание развитию конкурсного движения, потому что это не только рост отдельного учителя, но и создание профессионального сообщества, внутри которого люди общаются, выходят на новые уровни, поддерживают других. За последние 10 лет количество участников конкурсов у нас выросло в десять раз! Это результат серьезной и системной работы. Я считаю, что нужно помогать людям найти у себя ту изюминку, которую потом можно транслировать. Участие в конкурсе должно быть осознанным, а не по указке директора школы.
Татьяна Сенкевич отметила, что в Красносельском районе все бывшие конкурсанты активно включаются в подготовку тех, кто только вступает на конкурсный путь, а также охотно делятся с ними опытом.
Абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2014 Юлию Загорскую попросили дать несколько советов новичкам. Обладательница Хрустальной жемчужины заметила, что в ходе конкурса уже нельзя быть неуверенным в себе, нельзя всех подряд учить, наоборот, нужно стремиться быть открытым, предлагать то, что умеешь. Конкурс – это большой путь личностного становления, но к нему нужно относиться не только как к нелегкому испытанию, но и как к празднику. Это настоящее счастье – оказаться в созвездии педагогических талантов, считает Юлия Загорская.
Председатель Территориальной организации Красносельского района Санкт-Петербурга Общероссийского профсоюза образования Светлана Занкевич в свою очередь рассказала участникам форума о поддержке конкурсного движения профсоюзной организацией.
– Совместно с ИМЦ Красносельского района мы являемся соорганизаторами конкурса «Учитель здоровья в Санкт-Петербурге», в этом году принято важное решение вручать денежное поощрение всем финалистам данного конкурса, – сообщила она. – Также уже в течение двух лет мы проводим такое интересное районное мероприятие, как «Педагогический взрыв», где организуем встречи молодежи с участниками различных профессиональных конкурсов. В рамках многих образовательных событий мы ведем просветительскую работу, поясняем, чем занимается профсоюз, как защищает права работников, как поддерживает в том числе конкурсное движение, которое для многих участников становится частью жизни.
Павел Гурьянов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2023, продолжая тему включения в конкурс, заметил, что участие в финале главного педагогического состязания страны научило его работать в команде, продуктивнее взаимодействовать с коллегами, перенимать их опыт. Он узнал, как правильно держаться на сцене, как общаться с политическими деятелями, как мыслить более масштабно, и эти новые навыки очень важны для современного педагога.
– Меня часто спрашивают, какие факторы должны сложиться, чтобы человек смог победить на конкурсе, – сказал учитель. – Почти все мои коллеги-конкурсанты говорят об одном и том же: побеждает в конкурсе тот, кто привносит свои личностные качества, интересы в работу. То есть вы должны создать уникальную технологию или сложить элементы других технологий так, как никто бы не сложил, кроме вас. Это возможно, несмотря на то что «все уже написано до нас». Так, как проведете урок вы, не проведет никто. Просто нужно найти это в себе, а чтобы найти, нужно любить работу.
И Павел Гурьянов, и Юлия Загорская, и победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2023 Михаил Витте, а также победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Вероника Ряшенцева (Калининград) дали для участников форума мастер-классы. Педагоги не только делились оригинальными приемами работы с детьми, но и обращали внимание на то, каким был их путь в конкурсное движение, что пришлось преодолеть и какую роль сыграла в их становлении как профессионального лидера команда. Как подчеркнула Юлия Загорская, любая победа – это результат командной работы, где за спиной педагога стоят и наставники, и администрация, и ученики, и родители, и, конечно, семья.
Не менее интересным был и мастер-класс актера и режиссера Молодежного театра на Фонтанке заслуженного артиста РФ Михаила Черняка. Известный театральный деятель легко и виртуозно показал, как можно воздействовать на аудиторию, а также затронул такую серьезную тему, как отсутствие глубины в общении между людьми. Еще Антон Павлович Чехов подмечал странную особенность, когда люди слушают, но не слышат друг друга, и именно он одним из первых наделил этим свойством героев своих пьес. По мнению Михаила Черняка, слышать не только себя нам мешают информационно-коммуникационные фильтры, которых довольно много и которые мы можем создавать для себя сами. Это нисколько не улучшает нашу жизнь, мало того, даже значительно усложняет ее. Поэтому, чтобы достучаться до собеседников, в том числе до учеников, можно пользоваться различными инструментами, в том числе привлекать внимание рассказами случаев из жизни, цитированием классиков и авторитетных персон, притчами, музыкой и т. п. Михаил Черняк посоветовал чаще прибегать к метафорам, а также включать элемент неожиданности, начиная общение с детьми. При этом, уточнил известный режиссер, главное – понимать, что легче привлечь внимание, чем потом его удержать.
По окончании форума многие педагоги признались, что узнали о конкурсном движении такие интересные нюансы, о которых никогда не слышали, а также открыли для себя новые приемы работы с аудиторией, что, несомненно, пригодится при работе с классом.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора
Комментарии