search
main
0

Найти свой максимум. Какие задачи ставит перед собой современный руководитель школы?

Наверное, нет такого человека, который бы не ставил перед собой задачи. Не важно, долгосрочные или краткосрочные, легкие или трудновыполнимые. Задачи в личной жизненной перспективе каждого человека помогают понять, куда, зачем и каким путем идти. Тот же принцип действует и в профессиональной сфере: любому специалисту приходится решать ряд задач. Не исключение и сфера образования. Конечно, задачи у каждого уровня разные: у педагога – одни, у руководителя – другие. Но не секрет, что именно от видения своих задач управленцем часто зависит развитие всего коллектива в целом. При этом, если коллектив понимает, куда его ведут, найти взаимопонимание с коллегами гораздо легче. Поэтому мы попросили рассказать управленцев-практиков о том, что в первую очередь их заботит, чему они уделяют особое внимание и какие задачи считают первоочередными.

Галина НЕВСКАЯ, директор школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов, Кингисепп, Ленинградская область:- Я думаю, что основная задача директора – обеспечить условия для работы и обучения. Понятно, что сегодня руководитель образовательной организации больше менеджер, чем педагог, но в то же время он руководитель, и в первую очередь образовательного процесса. Если его задача – обеспечить условия, то к этим условиям можно отнести и выстраивание образовательного процесса, и здесь, на мой взгляд, востребованы именно педагогические знания руководителя.В принципе так называемый рейтинг задач в большей степени зависит от человека, от того, кем он сам себя видит. Я, например, в школе проработала более 30 лет, выросла из педагогов, поэтому никем другим себя не мыслю, даже в статусе директора школы. Но кто-то вполне может чувствовать себя не столько педагогом, сколько хозяйственником. Из этой установки и будут выстраиваться его приоритеты. Сергей ВШИВКОВ, директор Сосновоборского политехнического колледжа, Ленинградская область:- По-моему, сказать, что у руководителя одна задача, нельзя, потому что задач у директора образовательной организации на самом деле много. Одна из них, и немаловажная, – подбор кадров. Нужна такая команда, члены которой были бы самостоятельны в своих решениях, но в то же время проводили в жизнь идею руководителя, разумеется, в рамках существующих законодательных актов. Директор и его команда должны свободно ориентироваться в нормативных документах и знать об их изменениях.Конечно, также важно, чтобы директор вместе с коллективом шел в ногу со временем. Мы, то есть учреждения системы профессионального образования, являемся связующим звеном между заказчиками, родителями и студентами и должны давать такое образование, которое было бы востребованным у заказчика и интересным для студента. Отсюда следует, что задачей руководителя становится создание современной материально-технической базы, которая могла бы обеспечить качество образования.Правда, даже самое современное оборудование ничем не поможет, если не будет сильного кадрового состава. Поэтому повторю – нужно подобрать кадры, которые смогут пользоваться материально-технической базой, сумеют донести и поделиться своим профессионализмом со студентом, и это первостепенная задача руководителя.Янина БЕЗРОДНАЯ, директор школы №8, Гатчина, Ленинградская область:- Основная наша задача, конечно, – это создать условия для педагогов и для детей, сделав образовательный процесс современным во всех отношениях. А современным он станет тогда, когда в школе появится современное оборудование, когда она будет расположена в современном здании, когда в ней будут работать самые лучшие педагоги и все потребности детей будут удовлетворены. Задача директора – сделать так, чтобы педагогам было комфортно работать, а дети получали все, что они хотят от образовательного процесса, и каждый ребенок дошел до своего максимума.Безусловно, от директора сегодня требуется знание экономических основ, но вместе с тем он должен, например, организовать обучение педагогов, а для этого он должен понимать содержание современного образования. Я подчеркну, что именно современного, ведь технологии образования меняются, и нужен совершенно другой подход. Педагогика за последние годы кардинально изменилась, и поэтому директору нужно направлять педагогов, несмотря на их консерватизм, объяснять, что изменилось, убеждать, что эти изменения неизбежны. Когда педагог будет на это настроен, тогда и работать будет продуктивнее.Сегодня актуальна проектная деятельность, и это в корне меняет подход к ребенку. Сегодня и урок выстраивается по-другому. Раньше главным человеком в классе был учитель, теперь – ребенок. Если директор не будет этого понимать, то что же он предложит своему коллективу? Скажу больше, многие новинки руководителю приходится пропускать через себя. Например, несколько лет назад я лично села осваивать компьютер, чтобы потом объяснить коллегам, зачем он нужен в образовательном процессе.Подытоживая, можно сказать, что в целом глобальная задача руководителя – обеспечить реализацию ФГОС в рамках нормативной базы, а в рамках этой реализации много направлений деятельности.Инесса ПЕТРЕНКО, директор гимназии №261 Кировского района, Санкт-Петербург:- Сегодняшняя реальность предъявляет к руководителю разные требования. Он должен чувствовать время, чувствовать новое, потому что школа все время развивается, в ней много инновационного. От руководителя требуется своего рода новаторство, чтобы улавливать тенденции, готовить к ним людей. Но есть какие-то вещи, которые остаются неизменными. Например, умение стратегически мыслить, выстраивать линию, которая показывает, куда нужно развиваться образовательной организации. Руководителю необходимо понимать, куда мы идем, какие новые высоты берем, какие технологии осваиваем, как развиваем учреждение.Еще одна черта, которой должен обладать руководитель, – это лидерство. Это должен быть человек, увлеченный идеей и умеющий увлечь ею других, способный повести за собой.Кроме того, одна из задач руководителя – умение давать возможность людям творчески развиваться, потому что учительство, несмотря на стандарты, программы, всегда придумывает что-то интересное, оригинальное. Поэтому без создания творческой атмосферы не обойтись.Понятно, что руководитель должен быть управленцем, но, на мой взгляд, нужно сохранять его статус учителя учителей. Он должен понимать тонкости образовательного процесса.Мне кажется, что веер требований и задач, стоящих перед руководителем, расширяться не будет. Он и так достаточно широкий. Сегодня руководитель занимается и стратегией, и качеством образования, и инфраструктурой, то есть обладает большими знаниями в разных областях. Кто-то может заметить, что от такого многостаночничества страдает качество управления, но это не так. Главное, чтобы человек все правильно стратегически выстроил и подобрал грамотную команду, которая будет ему во всем помогать. И также немаловажно, чтобы руководитель понимал и чувствовал людей, которые работают рядом. Иногда это важнее всего прочего.Татьяна ГОЛЯДКИНА, директор педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова, Санкт-Петербург:- Я считаю, что главная задача – это создать комфортные условия для организации образовательного процесса для всех без исключения его участников. Понятно, что комфортные условия – это большой спектр, куда входят материально-техническое обеспечение, оснащение, даже расписание для преподавателя, которое кажется мелочью, но это важно для педагогов. Во всяком случае, для меня это всегда было приоритетной задачей, потому что только в комфортных условиях может идти качественный образовательный процесс. Думаю, что эта задача – создание комфортных условий – неизменная и постоянная. Изменяются требования к учителю и воспитателю, и, значит, мы должны быстро реагировать на это и создавать условия для того, чтобы он обучался качественно, чтобы затем в свою очередь качественно готовить детей.ФактПо данным исследования Института образования НИУ ВШЭ этого года, директора российских школ в основном считают себя хозяйственниками (59,1%). В качестве своей основной задачи они видят «создание достойных условий для образовательного процесса». Лишь 18% директоров считают, что современный руководитель образовательной организации должен сосредоточиться на академических результатах учеников. В то же время 0,7% руководителей вообще затруднились с ответом на вопрос о том, какова их основная задача в управлении школой.​Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург – Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте