«Учителя частных школ тоже нуждаются в поддержке, и чаще всего со стороны коллег» – так считают сооснователи Всероссийского конкурса «Вклад учителя» Александр КУЗЬМИН и Татьяна ЕСИНА. В интервью «УГ» они рассказали о том, как помогают педагогам преодолеть социальный вакуум и поделились успехами в деле создания знаниевого сообщества.
– Одна из задач вашего конкурса состоит в создании сообщества учителей частных школ, чтобы помочь им выйти из некоего социального вакуума. В ходе совместной работы в рамках вашего проекта учителя из разных частных школ реализуют различные образовательные инициативы. Расскажите о самых ярких из них.
Татьяна ЕСИНА:
– Да, вы правы, к сожалению, учителя частных школ мало между собой общаются, им не хватает каких-то объединяющих событий, чтобы найти своих. Именно поэтому мы и решили создать наш конкурс «Вклад учителя», который сейчас набирает обороты и скоро станет еще масштабнее… Что касается вашего вопроса, то один из самых интересных проектов, на мой взгляд, был запущен школой «Поколение». Эта инициатива началась с создания Книги города Волгограда, для которой дети сами собирали исторические факты, прокладывали маршруты… Потом эта идея стала масштабироваться – подключились другие учителя, стали появляться новые и новые книги городов. Думаю, этот проект имеет большое будущее.
Александр КУЗЬМИН:
– А мы в школе имени А.М.Горчакова сейчас открываем «началку». Помогает нам в этом наблюдатель конкурса Юлия Белова, эксперт по развивающему обучению. Конечно, это локальная история, но именно в таких реальных делах и проявляет себя наше сообщество. Замечательно, что частные школы, которые участвуют в нашем проекте «Вклад учителя», всегда могут воспользоваться знаниевыми ресурсами, которыми обладает наше сообщество.
Татьяна ЕСИНА:
– Из больших проектов могу назвать «Коллекцию образовательных событий». Их уже 88 после первого конкурса. Это сценарии, написанные нашими участниками. После второго конкурса, я думаю, это число удвоится или утроится. Представляете, какой богатый банк событий будет через десять лет?
– Расскажите подробнее об этом этапе конкурса «Вклад учителя». Как я понимаю, учителя пишут сценарий образовательного события, подают его на конкурс, а потом участники меняются ими в случайном порядке и должны их реализовать.
Татьяна ЕСИНА:
– Да, все верно. В 4-й этап конкурса проходят 50 участников, которые проводят образовательные события по сценариям своих коллег. При распределении мы исключаем случаи, когда учителя, работающие в одной школе, получают работы друг друга, а также стараемся не предлагать события для «началки» учителям старшей школы. Моя любимая история из опыта прошлого конкурса, когда учителю русского языка попалось образовательное событие по созданию чат-бота. Она, конечно, очень ругалась сначала: как так получилось, кто же так распределяет? Но в результате отлично справилась с заданием, проконсультировавшись с учителем информатики. И это замечательно – наладились новые горизонтальные связи между коллегами внутри одной школы. Поэтому события из нашего банка педагоги могут брать не только по своему предмету, наши участники не понаслышке знают, как адаптировать тот или иной сценарий.
– Метапредметность в действии!
Александр КУЗЬМИН:
– Совершенно справедливо, метапредметность во главе угла.
– Вы помогаете учителям частных школ учиться, узнавать новое. Расскажите об образовательных программах вашего проекта. Каким темам будет уделяться главное внимание?
Александр КУЗЬМИН:
– Список конкретных тем для вебинаров мы сейчас формируем. Но точно могу сказать, что будем много рассказывать обо всем, что связано с явлением образовательного события: в чем особенность этого явления, как написать сценарий, как его провести. Кроме того, уделим внимание школе как сообществу. Это две большие темы, в которые впишутся более прикладные, например проектная деятельность и феномено-ориентированное обучение. В этом году у нас будет несколько вебинаров, посвященных развитию креативного мышления. Наши партнеры могут предложить и свои темы, напрямую не связанные с этими магистральными направлениями.
– Кто в этом году будет проводить вебинары?
Татьяна ЕСИНА:
– Все установочные вебинары мы с Александром возьмем на себя, а помогут нам члены жюри и наши партнеры – эксперты в образовании, которые поделятся технологиями и практическими знаниями.
– Кроме членов жюри в конкурсе «Вклад учителя» есть такая категория, как наблюдатели…
Татьяна ЕСИНА:
– Да, роль наблюдателей – внешняя непредвзятая оценка конкурсных процедур и обеспечение открытости всех процессов. Наблюдателями становятся люди, которым интересно, как устроен наш проект. У них есть доступ к системе оценивания, они посещают обучающие вебинары, приглашаются на финальные испытания и церемонию награждения.
– Кому интересно было бы стать наблюдателем? И как это сделать?
Александр КУЗЬМИН:
– Я думаю, директорам частных школ, у которых нет времени на участие в работе жюри, но есть желание ознакомиться с механикой конкурса. Во-вторых, учителям государственных школ, тем, кто смотрит в сторону частного образования. В-третьих, вообще всем, кому интересно образование. Чтобы стать наблюдателем, нужно заполнить заявку на нашем сайте uchitel.top.
Татьяна ЕСИНА:
– При этом, чтобы стать наблюдателем, надо пройти определенный отбор и исполнять некоторые обязанности. Например, нужно активно рассказывать в соцсетях о нашем конкурсе. В общем, это тоже работа. Но очень интересная.
– Не сомневаюсь, что наблюдатели получат не меньше удовольствия, чем участники, о вашем конкурсе действительно есть что сказать!
Комментарии