Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – одна из актуальных в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Уже в начальной школе необходимо найти нужные технологические приемы, комбинировать их, вместить в рамки традиционных форм урока. Наиболее удачной комбинацией стало развитие культуры мышления на основе проектного метода и использования информационно-коммуникационных технологий. Как стимулировать природную потребность ребенка в творчестве? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.Для поиска методических ответов на них можно использовать разные средства. Самое продуктивное – участие с детьми в разнообразных конкурсах, фестивалях, конференциях. Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно стать не только индивидуальное признание ее учителем, но и непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей.В умелых руках различные виды школьной работы действительно можно выполнять как проект. Однако, увлекшись этим методом, некоторые учителя любую работу стремятся превратить в проект даже там, где это нецелесообразно. Следует помнить, что метод проектов, как и любой другой метод обучения, имеет свои показания и противопоказания. Поэтому в нашем центре образования мы проводим семинары, мастер-классы для учителей, обмен опытом по применению проектных технологий, работе над проектами, обучающие «круглые столы» для родителей учащихся начальной школы.Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности, когда педагог решает полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения учителя.Если сегодня часть работы ученик начальной школы выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) вместе со взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно. Если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, не имея возможности представить свою работу, он теряет мотивацию к деятельности, к поиску. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.Итогом работы учащихся начальной школы над проектами для нас стали окружная конференция «Премьера» фестиваля «Синергия-проект» и окружной тур городского конкурса «Открытие», которые проходят в нашем центре образования уже несколько лет. Эти конкурсы позволяют выявить творческие, исследовательские способности и возможности младших школьников, их умение создавать проектные произведения разных форм и жанров, публично защищать свою авторскую позицию, проявлять свой научный, творческий потенциал и кругозор. Мы увидели на конкурсе пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей, которые свободно владеют материалом и готовы к защите своих идей.Опыт проведения окружных конкурсов показывает, что часто оказывается не важно, предлагает ребенок компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе, может ли он свободно и уверенно отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.Во время зарождения первых ученических научно-практических конференций мы оказались в числе первооткрывателей. Вместе с нами росли уровень этих конференций и опыт членов жюри. Все менялось в лучшую сторону. У нас появились достойные конкуренты, которые так же, как и мы, тщательно готовят учащихся начальной школы к выступлениям. Несмотря на тщательность подготовки своих учащихся, мы придерживаемся необходимости свободы творчества ребят, уважаем их право строить свое выступление соответственно конкретной обстановке, доверяем их компетентности и умению отвечать на самые разнообразные вопросы по теме проекта. Для развития личности ребенка конкурсы и конференции – это незаменимое средство выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.Татьяна КИРКОВА, директор ЦО №1158;Надежда ТАМАРОВА, заместитель директора ЦО №1158
Комментарии