Первая проба алкоголя у подростков в России происходит в возрасте 14-16 лет, а первая проба табакокурения – в 7-8 лет. Такая вот грустная статистика. Спасение и врачи, и педагоги видят в одном – профилактике.
На городском семинаре «Комплексные меры по противодействию табакокурению, употреблению алкоголя и пропаганде здорового образа жизни», организованном кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, своим опытом в борьбе за здоровье молодежи поделились представители разных образовательных организаций.
Например, в школе №522 Адмиралтейского района одним из аспектов профилактической работы считают вовлечение подростков в театральную деятельность. Причем театр в школе не простой, а социальный. Как рассказал заведующий отделением дополнительного образования школы №522 Артур Журавлев, в театральном объединении «Твой выбор» занимается много ребят с задержкой психического развития (ЗПР), которые чаще других попадают в группу риска. Благодаря участию в социальных постановках у них формируются правильные поведенческие навыки. Дети учатся критически мыслить, развивается их эмоционально-волевая сфера.
По словам Артура Журавлева, социальный театр – это территория рассуждений. Главной темой могут стать любой новостной сюжет, событие, случай, в том числе пережитый в школе, семье, и т. д. Прежде, чем создать спектакль, необходимо найти и отобрать информационный материал, затем погрузиться в тему, переживая ее, а потом дать предложенному сюжету морально-нравственную оценку либо попросить зрителя сделать это самому. Как поясняет Артур Журавлев, технология социального театра как профилактической меры универсальна, ее можно использовать не только для ребят группы риска, но и вообще для подростковой и молодежной аудитории.
В школе-интернате №28 Калининского района нашли свой способ профилактической работы с подростками. Нужно упомянуть, что здесь обучаются более 30% ребят с той или иной девиацией, а также большой процент детей-инофонов. Поэтому, как говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Вольтова, в школе-интернате выстроена система раннего выявления аддиктивного поведения, в рамках воспитательной деятельности реализуется программа коррекции асоциальных проявлений.
Ребятам предлагаются смена видов деятельности, альтернативные занятия. Как один из методов профилактики девиантного поведения используется профориентация. У школы-интерната около 20 социальных партнеров, среди которых вузы, предприятия, учреждения СПО, дополнительного образования. Попадая на экскурсию или на интерактивное занятие, например, в технопарк, подростки видят, что можно сконструировать своими руками. Для кого-то это становится серьезным увлечением, некоторые воспитанники школы-интерната уже принимают участие в соревнованиях WorldSkills Russia и занимают призовые места.
Как заметила педагог-психолог школы-интерната №28 Светлана Шворак, важно подобрать детям тот вид деятельности, в рамках которого они могут найти и реализовать свой интерес. Ощущение собственной успешности – это лучший способ вернуть их в социум. Не случайно те подростки, кто сделал свой профессиональный выбор, в 100% случаев отказываются от девиантного поведения.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии