search
main
0

Найди сказку

Она притаилась где-то здесь

Наша школа уже три года активно участвует в городском проекте «Дошкольное пространство без границ». И когда группы оснастили трансформируемой мебелью, это стало началом для создания предметно-пространственной среды.

Трансформируемая мебель – это только средство, которое при определенных условиях может стать одним из компонентов развивающей среды. На первом этапе проектирования предметно-пространственной среды мы выяснили, что развивающая среда должна состоять из трех компонентов: социального, предметно-пространственного и психодидактического.
При создании развивающей среды нужно понимать, какие задачи она должна решить. При создании такой среды мы решили, что главная среди них – повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Для этого среда должна быть комфортной для всех ее участников и удовлетворять их интересы и потребности.
При проектировании предметно-развивающей среды мы заложили основополагающую идею: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. С помощью трансформируемой мебели групповое пространство мы спланировали таким образом, что дети могут ежедневно делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а, наоборот, предоставляет возможность для ее проявления и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.
При освоении новых подходов к организации развивающей среды и, в частности, планировки группового пространства педагогам обязательно нужно понять смысл перемен. Воспитатели являются активными участниками образовательного процесса, и от того, как они лично воспримут перемены, во многом зависит и результат внедрения трансформируемого пространства. Важно, чтобы у педагогов возникли собственные убеждения относительно содержания и наполнения развивающей среды, которую они создают и ежедневно используют в группах. Нужно определенное время и для того, чтобы воспитатели приобрели определенные навыки работы с детьми в создаваемом ими образовательном пространстве.
Организуя групповое пространство и подбирая материалы для занятий, воспитатели должны проанализировать свою предшествующую работу, критически осмыслить ее и приложить усилия к тому, чтобы понять смысл перемен, в которые вовлечены. Мы начали с того, что каждый воспитатель использовал трансформируемое пространство ежедневно при организации игровой, коммуникативной, двигательной деятельности детей, таким образом, воспитатели самостоятельно находили и открывали для себя преимущества трансформируемого пространства. Затем воспитатели один раз в месяц проводили открытое занятие с активным использованием трансформируемого пространства. На такие занятия мы приглашали не только своих сотрудников, но и воспитателей других школ, после занятий активно обсуждали и проводили разбор занятий. Таким образом удалось выработать методику проведения занятий с использованием трансформируемого пространства.
Например, многие наши воспитатели стали активно использовать такую форму проведения занятий, как квест. Эта новая для нас форма позволила интегрировать и проводить комплексные занятия из разных образовательных областей, таких как социально-коммуникативное развитие, речевое и познавательное развитие. Разработаны сценарии квестов: в старшей группе – ознакомление с предметным окружением и социальным миром по теме «Транспорт»; в подготовительной группе – «В поисках чистой водицы», формирование элементарных математических представлений «В стране знаний»; в средней группе – развитие речи с театрализованной деятельностью «Найди сказку», в старшей группе – социально-коммуникативное развитие – квест на тему «Путешествие в страну безопасности». Новое пространство групп дает возможность внести новое в содержание работы педагогов.
Участие в проекте «Дошкольное пространство без границ» позволяет нам эффективно решать задачу создания развивающей предметно-пространственной среды и, соответственно, решать одну из задач ФГОС. Мы определили следующие возможности трансформируемого пространства:
– изменение предметно-развивающей среды в зависимости от образовательных целей и задач;
– адаптация предметно-развивающей среды под возможности и интересы детей;
– обеспечение разнообразия пространства;
– увеличение активных зон в группе.

Наталья КАЗАНЦЕВА, заместитель директора по содержанию образования школы №2048;
Наталья БАШКИРОВА, старший воспитатель школы №2048

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте