search
main
0

Найди себя. Раскройся! Сегодня российские воскресные школы – это своеобразные дома творчества

О воскресных школах большинство российских граждан до сих пор судит в основном по Марку Твену, чей юный озорной герой неизменно отдавал предпочтение речке или, на худой конец, поиску клада вместо того, чтобы зубрить Закон Божий. Про российские воскресные школы, что действовали в нашей стране до революции, мы не знали вообще ничего. Да и до того ли нам было, строителям светлого будущего человечества? Дети, читая “Приключения Тома Сойера”, так и вовсе тихо радовались, что хоть в воскресенье им в школу ходить не надо.

Времена изменились, но до сих пор многим приходится объяснять, что воскресные школы называются так не оттого, что дети приходят заниматься туда в свой законный выходной, а от великого слова “воскресение”, которое для любого христианина значит куда больше иных слов.
Сегодня весь уклад жизни человека, сама его психология существенно изменились. Наш мир потерял ориентиры, и мы отчаянно ищем национальную идею, как будто ее и впрямь можно разработать в научных лабораториях. Разрушены многие нравственные устои; государство, семья, человек переживают сейчас серьезный кризис – экономический, социальный, духовный. Я не утверждаю, что национальную идею следует искать в православии – упаси меня Бог от таких заявлений и выводов (тем более что наша церковь также переживает сегодня далеко не лучшие свои времена). Я просто не могу не отметить того факта, что нынешние российские дети резко отличаются от своих сверстников прошлых веков, и далеко не всегда перемены здесь можно отнести к положительным тенденциям. А следовательно, и работать с ними в тех же воскресных школах надо иначе – не так, как когда-то занимались с крестьянскими ребятишками. Нынешние дети требуют более серьезного и глубокого к себе внимания, иного подхода к обучению, принципиально новой системы воспитания.
– Беда в том, что наши дети сегодня, как правило, не получают у себя дома не только традиционного для Руси православного воспитания, но и нередко лишены семейного тепла, простого человеческого общения с родителями, – печально констатирует священник о. Игорь Киреев, заведующий сектором церковно-приходского образования отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. – Они дезориентированы, сбиты с толку натиском современной массовой “культуры”, которую я могу взять только в кавычки, ибо до истинной культуры здесь далеко. Так что фактически в наших церковно-приходских воскресных школах (так официально они называются) мы не столько проводим занятия по Закону Божьему, сколько пытаемся заложить в душах детей элементарные азы нравственности, понятие о нормальной и правильной жизни в соответствии с христианским учением. И сегодня для этого требуется нечто большее, чем просто обучение детей церковнославянскому языку да подробные пересказы Священного Писания.
Сегодня церковная система образования возобновляется, но условия становления тех же воскресных школ в разных епархиях и даже приходах сильно различаются между собой, так что пока довольно рано говорить о разработке какой-то единой унифицированной программы для всех. Каждый пытается нащупать свой путь. А в результате сейчас в церкви существует реальное многообразие форм педагогического опыта в области преподавания основ православного вероучения, воспитания наших детей. Большинство программ ориентированы, кстати, не только на изучение одного лишь Священного Писания, но и на приобщение детей к православной культуре, к истории России, к достижениям мировой литературы, живописи, архитектуры, музыки, что пробуждает в детских душах нравственно-эстетические чувства, позволяет взглянуть на мир как на Творение Божие. Закон Божий – не физика, формулы здесь не работают. Закон Божий – это закон сердца, и в случае с детьми тем более какое-то сухое штудирование Библии просто неприемлемо.
В подавляющем большинстве таких школ вовсе не возбраняется заниматься детям некрещеным, чьи родители не только не посещают богослужения в православных храмах, но и не очень-то верят в Бога, детям из детдомов и интернатов (если директора и органы опеки не против), так называемым трудным подросткам, словом, всем, кто пожелает. Более того, в Москве, например, уже несколько лет действует воскресная школа, основные силы которой направлены на работу с трудными подростками, включая даже малолетних правонарушителей. Есть свои воскресные школы и в некоторых детских колониях. Однако подавляющее большинство воскресных школ все-таки имеет дело с теми детьми, кто еще не пересек опасной черты и – дай Бог! – никогда ее не пересечет. Именно они заполняют классы церковно-приходских воскресных школ, съезжаясь порой с разных концов города, в котором они живут.
Есть, правда, как мне с сожалением отметили в патриархии, и такие школы, где настоятели прихода ведут отбор будущих воспитанников воскресных школ по одному, но непременному признаку – родители ребенка и сам ребенок должны регулярно посещать свой приход, “посторонним” же вход в воскресную школу, как говорится, запрещен. Это в значительной мере снижает круг воспитанников воскресной школы, не позволяет ей развиваться, ставит преграды на пути ребенка, в чьем приходе просто-напросто нет воскресной школы, не помогает привлекать в церковь тех детей, кто еще стоит на распутье. Школа замыкается сама в себе. И, возможно, там более благостно взору, чем в шумной, открытой для всех мальчишек и девчонок школе, только что-то очень важное, очень нужное теряется здесь, на мой непрофессиональный взгляд.
В таких школах, как правило, условие одно – уважай своего товарища, уважай педагога, и тогда будут уважать тебя самого. Ты можешь шалить, задавать каверзные вопросы, сомневаться, но ты не можешь подводить друзей, срывая учителю урок, а также концерт или театральное представление, что подготовили твои одноклассники. Ты должен помнить – ты не пуп Земли, рядом с тобой живут другие люди. Словом, заповедь проста – люби ближнего, как самого себя. Если не нравится жить по этим законам, никто тебя не держит: воскресная школа – дело добровольное.
– Наша школа существует уже более 10 лет, – рассказывает директор церковно-приходской воскресной школы при храме Святителя Митрофана Воронежского в Москве Лидия Лях. – Приютили нас педагоги московской средней общеобразовательной школы N216. Мы в ответ помогаем им, чем можем. Что же касается наших педагогов, то большинство из них закончили либо курсы катехизации, либо богословский институт, словом, все они имеют право на преподавательскую деятельность. Все педагоги прошли личную беседу с настоятелем храма о. Дмитрием, который и благословил их на служение детям.
Всего у нас занимаются две взрослые группы (для людей старше 16 лет) и пять детских. Я знаю, что в некоторых воскресных школах занятия начинают вести даже с трехлетними малышами, мы же предпочитаем начинать работу с шести-семилетними детьми, все-таки недаром именно в этом возрасте они приступают к обучению и в общеобразовательных школах. Конечно, наши малыши не начинают сразу с изучения каких-то сложных вещей, с ними просто беседуют, играют, дети же постарше уже учатся разбираться в каких-то тонкостях вероучения, читают на церковнославянском языке и т.д. Помимо этого, мы изучаем историю мира, нашей страны, культуру, архитектуру, искусство. Так что сказать, что воскресная школа – это нечто узкоспециальное, исключительно богословское, было бы в корне неправильно.
Дети к нам приезжают буквально со всей Москвы, мы только рады, когда наши классы заполняются ребятами, пусть даже и пока далекими от веры. Кстати, в зависимости от того, какие именно ребята преобладают в той или иной группе (верующие – еще нет, крещеные – некрещеные), наши преподаватели разрабатывают соответствующие программы, чтобы понятно было всем, чтобы детям не было скучно, чтоб урок был интересен каждому. Иногда к нам даже специально приводят какого-нибудь “неуправляемого” подростка, с которым никто не может справиться, и просят сделать с ним “хоть что-нибудь”. Разумеется, мы никому не отказываем в таких просьбах, и довольно часто неуправляемый ребенок оказывается замечательным мальчуганом или девчушкой, который, пусть поначалу с трудом, однако все-таки вливается в наш коллектив. Есть, увы, и другие примеры. Дело в том, что для нас принципиальным является тот момент, что никого из детей мы насильно не заставляем приходить к нам, у нас все исключительно на добровольных началах. И если человек упрямо не хочет быть рядом с нами, нельзя его заставлять, нельзя принуждать. То, что делается насильно, все равно впрок не пойдет. Это, конечно, не значит, что у нас нет дисциплины, но это совсем другой вопрос.
Отмечу еще один немаловажный момент – преподаватели воскресных школ не ставят перед собой задачу превратить всех своих маленьких питомцев в богословов, священнослужителей или иконописцев. У них совершенно иная задача – помочь ребенку найти себя, открыть талант в его душе, найти этому таланту приложение, самореализоваться, научить маленького человека отличать добро от зла, прекрасное от пошлого, дать ему силу не бояться следовать по собственному пути, отстаивать свое мнение, свое достоинство, свою честь.

Татьяна ПТИЦЫНА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте