В годы учебы на романо-германском отделении филологического факультета Московского государственного университета у нас не было курсов по методике и педагогике. Помню, как мы удивлялись, получая диплом, где было написано: «Филолог. Учитель английского языка средней школы». Мои однокурсники работают преподавателями вузов, редакторами, переводчиками, а вот учителей среди них практически нет. Честно говоря, такое даже в голову не приходило. Не удивляло и то, что мы становились лекторами, не имея никакой методической подготовки. А вот недостаток ее я стала ощущать сразу, поэтому ходила на лекции и семинары к старшим товарищам и прилежно записывала то основное, без чего было почти невозможно сразу вести собственные занятия. Зачеты, экзамены, коллоквиумы определили вторую проблему. Слушая первого отвечающего, я поняла, во-первых, что знаю несравненно больше него; во-вторых, что могу любого студента «завалить».
Наталья ЗАИКИНА, завуч гимназии №6, :Светлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом Городского центра развития образования, :Вадим ПЛАТОНОВ, директор школы №112, :Алексей МИЛЬХИН, директор школы села Полойка, Краснозерский район, ая область:
Первый год работы и ушел на методическую подготовку. Придя после многих лет работы в вузе в среднюю школу, я снова испытала трудности методического плана. Работа с детьми – не то же самое, что лекции; урок – не семинар. Однако здесь уже помогал как накопленный педагогический, так и большой родительский, жизненный опыт. Знание предмета во всех аспектах было дано. Что касается специфики работы в школе, то здесь лучшими учителями для меня стали мои собственные дети и их друзья. Естественным путем, постоянно проводя семинары, лекции, открытые уроки, участвуя в проектах, конференциях и конкурсах, я доросла до районного методиста. Многолетнее общение с коллегами по цеху из других стран позволяет сказать: сегодня по-прежнему методические проблемы остаются животрепещущими.
– Каковы бы ни были инновации в образовании, главное, чтобы студент, выходя от нас с дипломом, шел работать в школу и умел донести до нее все новое, что узнал от нас. Инновации нужно вводить осторожно, ведь педагог влияет на все сферы жизни общества, потому что у нас обязательное среднее образование, то есть наши выпускники имеют дело со всеми детьми, со всем обществом, – так четко сформулировал проблему Петр ЛЕПИН, проработавший ректором Новосибирского государственного педагогического университета более двадцати лет.
Недавно сменивший его на посту ректора Алексей ГЕРАСЁВ считает, что в плане методической подготовки в педуниверситете делается достаточно. Традиционно ведутся курсы по методике и педагогике, преподаватели вуза регулярно издают свои труды. В 2008 году университет объявил набор на подготовку бакалавров по 5 направлениям: социально-экономическое, естественно-научное, технологическое, филологическое образование, педагогика. Ежегодный набор студентов в НГПУ на первый курс (на бюджетной основе) составляет 1220 человек на дневную форму обучения и 645 – на заочную. На некоторых факультетах обучение платное, и специальность там не имеет ничего общего с педагогикой. Известен по крайней мере один случай в 2007 году, когда выпускник НГПУ обратился в суд по поводу диплома, где помимо престижного названия модной профессии стояло и традиционное «учитель средней школы». Молодой человек считал, что слово «учитель» в дипломе помешает ему найти хорошо оплачиваемую работу. Суд в иске отказал, потому что педвуз выдает диплом учителя всем выпускникам.
Поступая в педуниверситет на факультет журналистики или менеджмента, молодежь идет не за педагогическим образованием, а за дипломом о высшем образовании.
– Преподавание базовых, традиционных дисциплин у нас поставлено сильно, и мы вполне можем удовлетворять потребности города и области в педагогических кадрах, – уверен Алексей Дмитриевич. – Но менять надо многое. Сейчас велик спрос на ИКТ в образовании. У нас есть 30 компьютерных классов, новейшее оборудование стоит в библиотеке, в общежитии. Прежде всего надо переучивать часть преподавателей, не все владеют современными навыками, не все понимают, зачем это нужно. А ведь сегодня даже первоклассник может прийти в школу с ноутбуком. Значит, как работающий сегодня учитель любого возраста, так и наш недавний выпускник и сегодняшний студент должны владеть ИКТ. Умеет учитель – научит ученика. Важно не просто нажимать кнопки, прежде всего требуется умение вписывать такие средства в учебный план, быстро находить информацию, использовать новейшие средства общения. У нас в стране одновременно идут несколько реформ в образовании, на каждую из них нужно время. Везде поставили компьютеры, все школы подключили к Всемирной сети, создали сайты. С этого года у нас начался набор по новой системе «бакалавриат – магистратура». Но пока нигде не обозначено четко, кто же такой этот будущий бакалавр. Абитуриенты, родители задавали нам на встречах множество вопросов, на которые у нас пока нет ответов. Те же вопросы звучали на встречах студентов с руководителями городского, областного образования. Давайте представим себе. Вот наш выпускник-бакалавр пришел в среднюю школу. Какая у него будет должность, на какую зарплату он может рассчитывать? То есть мы – вуз – свое дело выполняем, а именно перерабатываем учебные планы и программы, нельзя же механически «втолкать» прежние пять лет в четыре, как делают в некоторых вузах. Но что ждет нашего выпускника потом? Кем будет в реальной жизни бакалавр? Четыре года человек проучится на бюджетном месте, а в магистратуру пойдут не все, да и бюджетных мест будет меньше, чем выпускников бакалавриата. Что тогда? Сможем ли мы дать гарантии, что в магистратуру сумеют поступить ребята талантливые, но не имеющие достаточных средств для продолжения обучения? И каков будет статус магистра? Пока это не прописано в постановлениях. Так что мы готовы обеспечить высокое качество образования, но не знаем, как государство собирается обеспечить будущее педагогов.
В местных новостях недавно сообщили реальные цифры. В городскую систему образования в новом учебном году пришли работать 104 молодых специалиста – выпускники НГПУ. Весь выпуск составил более 2000 человек. Остальные пополнили экономику области, но не спешат омолаживать наше неотвратимо стареющее образование. О престиже профессии учителя говорить пока рано.
Думаю, любой из 104 молодых специалистов уже по окончании первой четверти сможет поделиться впечатлениями, сходными с теми, что хранит моя память. Знание предмета, безусловно, есть. А вот методическая подготовка, несмотря на соответствующие курсы, при столкновении с жизнью почти всегда оказывается недостаточной.
Наталья ЗАИКИНА, завуч гимназии №6, Новосибирск:
– За последние 3 года мы не приняли на работу ни одного выпускника педвуза по причине их нежелания работать в школе. Пара-тройка выпускников, которые пришли к нам лет пять назад, продержались в гимназии не больше 2 лет. Могу сказать, что у выпускников педвузов ощущается недостаток не только языковой, но и методической подготовки, которая, на мой взгляд, не связана напрямую с качеством преподавания в вузе.
Недостаток методподготовки молодых специалистов педвузов вызван скорее нежеланием сегодняшних выпускников связывать свою дальнейшую карьеру со школой, то есть методика преподавания иностранных языков для них – это дисциплина, которую надо сдать исключительно для получения диплома.
Чего не хватает мне? Времени. В этом учебном году моя нагрузка составляет 30 часов + административная работа. Времени на совершенствование и повышение квалификации не остается. Что касается учителей иностранных языков нашей гимназии, то многие из них помимо своей основной нагрузки работают на внебюджетной (коммерческой) основе, что предполагает увеличение общей нагрузки до 30 часов в неделю.
Светлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом Городского центра развития образования, Новосибирск:
– Молодому учителю обязательно нужна помощь. Поэтому мы отслеживаем всех молодых специалистов, их ведь по районам очень мало, буквально единицы. Знакомим их с методистами, устраиваем семинары, помогаем литературой. Раньше было наставничество, придет выпускник педвуза в школу – ему назначают в помощь старшего коллегу. Тут и взаимное посещение уроков, и «разбор полетов», и даже регулярные неформальные встречи в учительской на перемене. Сейчас ситуация сильно изменилась, а жаль. Нужно, чтобы учителя имели возможность общаться, обмениваться опытом.
Тамара СЕННИК, директор средней школы №2 «Спектр», Бердск:
– Мне кажется, нужно смотреть не на «ярлыки», а на то, что под ними скрывается. Поясню. Сейчас к нам приходит молодой учитель, окончивший педагогический университет, проучившийся пять лет. Он знает теорию, но не обучен практике. Если просто изменить систему подготовки, добавить или убавить год, ничего не изменится, если не изменить коренным образом содержание обучения. Нужна весомая практическая, прикладная часть педагогического образования. Мы работаем с молодым специалистом в среднем два-три года, то есть помогаем ему освоиться, встать на ноги, даем практические умения и навыки. Практика ведения занятий и всей школьной жизни оказывается куда богаче той теории, которую молодые люди получают в вузе. Их нигде не учат тому, как справляться с нештатными ситуациями, что такое дети с отклонениями в развитии, с особыми потребностями. Они пока не умеют общаться с родителями, не знают этики поведения в педагогическом коллективе. Бакалавр – понятие общее, неконкретное. Если добавится магистратура, то это будет положительный момент при условии, что она будет доступна всем желающим, всем способным. Мы должны идти рука об руку с вузом, который готовит специалистов для нас.
Вадим ПЛАТОНОВ, директор школы №112, Новосибирск:
– Главная проблема в том, что большая часть выпускников педуниверситетов практически не работают по специальности. Для кого тогда готовят кадры педагогические университеты? Серьезный вопрос – экономическое обеспечение учителей, и пока он не будет решен государством, пока власть не осознает, что образование необходимо нашему народу, серьезной конкуренции на рынке труда в образовании не будет. Уважающая себя страна должна иметь образовательную концепцию и придерживаться выработанной кадровой политики в сфере образования на федеральном (а не региональном, муниципальном, школьном и т.д.) уровне.
Алексей МИЛЬХИН, директор школы села Полойка, Краснозерский район, Новосибирская область:
– Я считаю, что методической и общей подготовки в вузах предостаточно. Главное в работе – практика и на основании ее дальнейшее повышение своей квалификации через различные курсы, самообразование.
Вера ХОРОШИЛОВА, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 21 наукограда Кольцово:
– Современные дети реально видят, в чем польза изучения иностранного языка и ИКТ. К нам часто приезжают педагоги из окрестных школ посмотреть уроки с использованием ИКТ, проектные работы. Мы проводим семинары для своих коллег, курсы по ИСО. Мне кажется, стоит обратить внимание министерства на то, что оно предлагает вводить масштабные изменения, не проверяя ситуацию на местах. Скажем, во все школы поставили компьютеры – а все ли педагоги умеют пользоваться техникой, все ли готовы применять ее на уроках? Вот появились требования создавать электронные папки для каждого учителя, электронные журналы. Это сплошные слезы и нервы. Известно, что часть школ даже нанимает специального сотрудника для выполнения этой работы, потому что учителя не умеют создавать электронные журналы, не понимают, как ими пользоваться, а главное – зачем это нужно. Учитель у нас уже перегружен, я не знаю ни одного педагога, которому бы не приходилось работать в нескольких местах просто для того, чтобы выжить. Откуда же брать время на новшества?
Однако мы все равно стараемся привлекать учителей к новым видам работы, потому что они в конечном счете облегчают жизнь, расширяют горизонты детей и взрослых. Мы привыкли к таким традиционным видам деятельности, как олимпиады, конференции, конкурсы, это часть нашей постоянной педагогической работы. Нужно сделать так, чтобы ИКТ тоже стали частью нашей повседневной жизни.
Комментарии