search
main
0

Находясь в зоне доступа

Нужно быть немного сказочником и самому немного оставаться ребенком

Система дополнительного образования создана для выявления и поддержки способных и талантливых детей, в которых так нуждается современный мир. Основной площадкой реализации потенциала ребенка становятся как вне­школьные учреждения, так и непосредственно школа, что, естественно, предъявляет новые требования к учителям, которые берут на себя функции педагогов дополнительного образования.

Быть учителем-предметником и быть педагогом допобразования – это не одно и то же: двойная нагрузка как по времени, функционалу, так и по смыслам. Одно дело – войти в класс к детям, которые обязаны присутствовать на уроке, другое – сделать так, чтобы они по собственному желанию захотели прийти именно к тебе, а те, кто пришел единожды, сделал это еще и еще.

С одной стороны, педагогам-предметникам легче, чаще всего они совмещают дополнительное образование с учительством. Это позволяет лучше узнавать детей, замечать, как они меняются, быть в курсе интересов и увлечений, определять задатки. Проще говоря, находясь в зоне доступа к ребенку, легче его «считывать» и строить эффективную траекторию движения вверх.

С другой стороны, обычно во внешкольных учреждениях дополнительного образования работают те, кто получил профильные знания и опыт в индустрии, что выводит их деятельность на более профессиональный уровень. Педагогам-предметникам же зачастую сложно выйти за рамки учебной программы и быстро перевоплотиться в увлеченного и творческого наставника с горящими глазами и душой: слишком большая нагрузка по часам и множество требований, обязанностей, ответственности. Однако если школе повезло и в ней дополнительным образованием заняты подобные педагоги, результат не заставит себя долго ждать: дети выберут именно таких!

Так кто такой педагог дополнительного образования и должен ли он чем-то отличаться от разновидности «педагог обыкновенный»? Какими чертами нужно обладать человеку, чтобы вовлечь ребенка в особую деятельность, вовремя заметить зернышко таланта, а если не обнаружил, то самому незаметно и ненавязчиво посеять его, а затем терпеливо дожидаться всходов? Каким набором личностных качеств должен обладать педагог, чтобы, отсидев в классе большую часть дня, дети бежали к нему на занятия после уроков?

Признаюсь, что, ступив на путь педагога дополнительного образования и заняв в этом сообществе нестандартную и малопопулярную нишу – развитие литературных способностей, волновалась очень. Найдутся ли дети, которым интересно работать со словом? Придут ли ребята на занятия к человеку, который у них ничего не ведет? Отпустят ли родители ребенка после уроков туда, где не происходит типичная смена деятельности, а ручки с тетрадями – прямая отсылочка к школьным урокам? Как замотивировать детей сочинять, а если они уже сочиняли что-то, подобное фанфикам, сделать так, чтобы поделились, не побоялись, ведь к литературному творчеству у сверстников и взрослых редко возникают интерес и уважение (странное занятие, и дети привыкли к подобному отношению)?

Мои волнения были напрасны, оказалось, все просто и сложно одновременно: нужно каждый день быть педагогом, который вдохновляет.

Мне кажется, именно эти слова способны охарактеризовать современного успешного педагога, обладающего немыслимой силой – способностью перевести фокус внимания обыкновенных школьников, многие из которых живут в условном мире, увлечь их за собой в мир новый, творческий, не менее интересный и насыщенный.

Работать с необычными, одаренными зачастую сложно, нужно самому быть таким. А еще немного сказочником и как минимум на 25% оставаться ребенком, умеющим верить в волшебную силу преображения, способную менять жизненный курс вчерашнего хулигана, девочки, оставшейся без мамы и потерявшейся после этого, озлобленного некто, ненавидящего своих родителей и абсолютно не верящего в добро, самовлюбленного эгоиста и всех остальных, обычных и необычных детей, в которых поселился вирус творчества, от которого не нужна вакцина.

Как быть, как стать таким человеком, чтобы дети, для которых взрослый часто не авторитет, источник стресса и повод для бунта, вызвал доверие настолько, чтобы открыть свою душу, уместив ее в текст, рисунок, музыкальную композицию, танец, фотографию?

И вот какие выводы, пусть и немного пафосные, я сделала:
– нужно быть настоящим наставником: начинать с себя, избавляться от плохого, предъявлять требования к собственному таланту, характеру, творческому мастерству, личностным качествам;
– смотреть в глаза прямо, говорить искренне, но чтобы каждое слово – надолго;
– любить тех, за кого в ответе;
– радоваться, наблюдая, какими растут твои творческие, талантливые человеки: одухотворенными, чуткими ко всему доброму и красивому, ответственными, ищущими, независимыми, а главное – добрыми.

Раскрытие их природной доброты – отдельная задача:
– знакомить с волонтерством: идти с ними в больницы и проводить там благотворительные игротеки, воплощать читательские проекты;
– навещать в праздники ребят, которые прикованы к постели, веселить их и становиться друзьями;
– участвовать вместе в субботниках, а после организовывать творческие пикники;
– не забывать поздравлять с днем рождения и напоминать об этом другим;
– вместе радоваться творческим и личным достижениям друг друга, подставлять плечо.

А еще:
– быть требовательным, не заигрывать, но по-отечески протягивать руку тому, за кого в ответе. Если по вечерам и ночью дети пишут тебе во ВК, значит, им это важно, нужно отвечать;
– пробовать стать именно тем наставником, другом, учителем, который встречается на жизненном пути лишь однажды, и то не каждому, о котором мечтают все дети и подростки, которые смотрят такие великолепные фильмы, как «Чужие письма», «Неоконченный урок», «4:0 в пользу Танечки», «Большая перемена», «Уроки французского»;
– работать вместе с ними, неустанно что-то творить прямо на занятиях на равных;
– с удовольствием выделять им свое свободное время: ходить на экскурсии, шуршать осенними листьями в парке, а на следующий день быть строгим и требовательным, готовящим к очередной победе на конкурсе.

Кстати, о конкурсах и победах: большинство ребят, которые только начинают свою жизнь в студии/кружке, не особенно мотивированы и настроены на достижения.

Отдельный вызов – добиться того, чтобы им оказалось это интересным, не таким сложным, а главное – помогло расширить горизонты. Но здесь нужны время, терпение и кропотливая, иногда ювелирная работа. И тогда получится довести их до «Сириуса», открывающего небывалые горизонты, и даже подарить встречу с президентом нашей страны (если, конечно, они выиграют Всероссийский конкурс сочинений, например, такой как «Россия, устремленная в будущее»).

Наталья СВИТАЙЛО, педагог дополнительного образования школы №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте