Трудовой археологический лагерь в сельском поселении Салым Нефтеюганского района ХМАО – Югры примет первых школьников в нынешнем полевом сезоне. Создание такой площадки для совместной научно-исследовательской и образовательной деятельности ученых и молодежи – один из этапов реализации проекта «Археологи – школьникам Югры». Проект местных археологов поддержан губернатором Югры Натальей Комаровой и направлен на внедрение в школьную программу по истории регионального компонента – истории и археологии Югры. О том, почему именно в Югре школьникам нужна археология, читателям «Учительской газеты» рассказал руководитель Центра югорской археологии и этнографии Сургутского государственного университета (СурГУ) Олег КАРДАШ.
– В Салыме разбили археологический палаточный лагерь и в июле здесь вместе с учеными будут работать школьники. Чем планируют заниматься ребята?
– В палаточном лагере Югорской молодежной археологической экспедиции разместятся ее участники, которые приедут в Салым на раскопки ансамбля «Священная кедровая роща». Школьники будут копать вместе с югорскими археологами и студентами-историками СурГУ. Кроме этого, у нас запланирована лекционная программа по истории Югры и конкретно Салымского края, мастер-классы с изучением древнейших технологий первых жителей Югры. Будем с учеными лепить горшки из местной глины, колоть камень, делать каменные орудия. А потом при помощи аутентичных орудий – каменных топоров, рубил, палок-копалок – проведем эксперимент: начнем строительство укрепленного поселения периода неолита по проекту, созданному на основании раскопок археологического памятника Каюково-2 – древнейшего городища Югры, открытого в Нефтеюганском районе ХМАО – Югры.
– Да, это будут незабываемые каникулы! Раньше во многих населенных пунктах существовали школьные археологические кружки, школьники ездили в археологические экспедиции…
– 20 лет назад мы организовали первую в регионе детскую археологическую экспедицию «Соровские озера» и успешно обеспечивали ее работу в течение пяти лет. Причем мы брали и так называемых трудных подростков из малых населенных пунктов, которые выпадали из системы организованного летнего отдыха. У нас были ребята из Салыма, из Лемпино, из поселка Юганская Обь. В итоге с трудными подростками Нефтеюганского района у нас почти не было проблем. Привыкшие к физическому труду, знающие, с какой стороны подойти к бензопиле, топору, лопате, это были одни из лучших ребят, с которыми можно было работать, несмотря на их малый возраст. Реформация системы управления не позволила в 2007 году Департаменту культуры продолжить финансирование этой экспедиции, потом возникли различные ограничения, усложнились требования к обеспечению безопасности. Детский археологический проект пришлось свернуть. И наконец этим летом прервавшаяся традиция возобновилась.
– Это произошло благодаря поддержке губернатора Югры Натальи Владимировны Комаровой? Она очень заинтересована привлечением молодого поколения в науку.
– Да, в прошлом году мы получили грант губернатора Югры (оператор – фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры») на осуществление проекта «Археологи – школьникам Югры». Наталья Владимировна сама часто приезжала к нам на раскопки и смогла оценить образовательный потенциал археологии. Югорские археологи за четыре последних десятилетия сделали много удивительных открытий на севере Западной Сибири. Эти открытия имеют международное значение, они стали частью мировой культуры, но югорчане о них не знают. В учебниках об истории Сибири написано мало, многие факты не соответствуют действительности. Югра известна только как место нефте- и газодобычи. Причем не только в Европейской России, но и среди жителей региона бытуют стереотипы о чумах, оленях, югорских княжествах, якобы существовавших вне Российского государства. И убеждение, что до прихода Ермака Югра была неведомым краем. Это не так. Югра имеет многовековую историю, она развивалась вместе с Российским государством. Правда, источники об этом сохранились только археологические – непонятные обычным историкам. Поэтому мы решили, что начинать ликвидировать историческую безграмотность надо со школьной скамьи. И разработали проект «Археологи – школьникам Югры».
– Археологический лагерь в Салыме не единственное мероприятие этого проекта?
– Конечно, не единственное. Параллельно с научной работой, чтобы заполнить пробел в знаниях у жителей региона, югорские археологи работают над созданием информационного продукта для помощи педагогам в преподавании истории первобытного общества и краеведения – истории Югры. На базе салымской СОШ №2 проектируется универсальный учебный музей. Он будет включать учебную коллекцию реплик копий артефактов, картографические, фотоматериалы, историческую живопись, видеоконтент в форме учебных анимационных фильмов и мастер-классов (видеоуроки), 3D-модели. Весь этот образовательный контент будет представлен в сети Интернет на сайте «Археологи – школьникам Югры», который станет хранилищем актуальной научной информации по истории Югры, адаптированной для детей. Достоверные данные, не искажающие историческое прошлое, будут доступны всем, кто интересуется историей нашего края.
– А почему именно Салым стал местом организации трудового археологического лагеря и апробации актуальных материалов для программы по истории?
– Это очень интересное с археологической точки зрения место. Именно здесь в 1911 году состоялись первые в Югре отечественные раскопки Л.Шульца и Б.Городкова. Здесь в 2016 году было открыто и исследовано самое древнее стационарное поселение Югры эпохи мезолита. Люди поселились в Салымском крае 10000 лет назад! А на берегу озера Сырковый Сор, именно там, где располагается наш трудовой археологический лагерь, находится ансамбль «Священная кедровая роща». Здесь были обнаружены и исследованы захоронения общинных вождей и их жен эпохи великого переселения народов IV-VII веков с дорогими статусными вещами иранского и уральского происхождения – вещевой комплекс, подобного которому на территории Югры еще не находили. Для салымчан было открытием, когда мы рассказали на «Празднике первой лопаты», в каком историческом месте они живут.
– Какие мероприятия югорские археологи уже провели для школьников?
– В салымской школе №2 в сентябре 2021 года организовали мастер-класс по расщеплению камня и изготовлению каменных орудий. Мы с партнером проекта – археологом воронежского музея-заповедника «Дивногорье» Антоном Родионовым – рассказали ребятам, как наши древние предки делали копья, стрелы и ножи из камня. И как эти навыки помогли людям каменного века расселиться по территории Югры.
Наши молодые историки из студенческой научной организации (СНО) «Югорская молодежная археологическая экспедиция» в течение учебного года проводили профориентационные занятия в школах и организациях дополнительного образования. Например, рассказали ребятам о том, как на основе археологических данных и научного эксперимента создавалась 3D-модель оборонительного сооружения первых поселенцев Югры. И показали, как выглядело жилище человека 2 тысячи лет назад.
Принимали школьников на кафедре истории России в СурГУ, проводили с ними профориентационные беседы и рассказывали об археологических экспедициях и последних находках. Совсем недавно, в мае, у нас в СурГУ побывали юные дизайнеры из Нефтеюганска, которые будут участвовать в разработке дизайна для фресок с изображениями сюжетов из истории Югры для салымской школы №2. А сейчас в трудовом археологическом лагере для ребят подготовлена очень насыщенная программа: лектории, мастер-классы, экскурсии и, конечно, археологическая практика.
– Вы берете своих сыновей в экспедиции. Какую роль может сыграть археология в воспитании и образовании ребенка?
– Я постоянно ездил со своими детьми в экспедиции, начал брать их с 3-4 лет. В условиях экспедиции дети быстрее взрослеют: они общаются в разновозрастной среде – от 14 до 25 лет, где все стараются быть на одном уровне, возрастные понятия исчезают, все заняты трудом, соблюдают режим, у всех примерно одинаковые интересы, и конфликты здесь случаются редко.
Дети получают много нужных навыков, позволяющих им чувствовать себя увереннее в коллективе. Как организовать быт в полевых условиях, как готовить и управляться с инструментами и сложной техникой, не только с топором, но и с бензопилой, и бензиновым генератором, в экспедиции можно научиться.
– И узнать много интересного об истории своего региона…
– К нам в университет приходят абитуриенты, сдавшие историю на 100 баллов, которые на вопрос «Что такое археология?» не могут дать внятного ответа: кости, мамонты, кто-то что-то копает. И они вообще ничего не знают про археологию Югры. Объем информации об археологическом наследии Югры в общественно-культурном обороте оставляет желать лучшего.
Археологического наследия в Югре – как в европейской стране, а археологов-ученых, аналитиков, тех, кто выпускает информационные продукты, – раз-два и обчелся. Поэтому мы предлагаем проекты, направленные на то, чтобы ввести данные по археологии в широкий общественный и культурный оборот. Но для их реализации нужны средства, люди, надо готовить кадры. На сегодняшний день в регионе их очень мало. Это проблема, которую мы обсуждаем на разных уровнях и надеемся на ее положительное решение. В противном случае археология как наука может закончиться. Археологическое наследие Югры феноменально по своему количеству – более 6700 памятников, его можно и нужно использовать для образовательных проектов и привлечения детей в научную деятельность.
– Профессия археолога сродни профессии детектива. Какие загадки предстоит разгадать сегодняшним школьникам, которые решат связать свою жизнь с археологией?
– Одна из них: огромное количество памятников. Для сравнения – на территории, находящейся на той же широте и равной Югре по площади – в Пермском крае и в Республике Коми вместе взятых, на государственном учете состоит около 2700 археологических объектов, и это за 300 лет исследований. На близкой по площади территории Украины на учете числится около 9000 археологических объектов, а это Северное Причерноморье. Археологических объектов в ХМАО – Югре за последние 20 лет обнаружено более 5000 и выявляется каждый год более ста. Такая научная загадка: почему на удаленных северных территориях в древности плотность населения была во много раз выше, чем на северных территориях европейской части России и даже чем в степных и лесостепных зонах? И еще одна тайна: феноменальное количество укрепленных поселений, городищ. Их на сегодняшний день в Югре обнаружено около 800. Для простых обществ охотников и рыболовов это запредельные трудозатраты. Зачем? Неужели здесь была такая опасность, неужто они так боялись диких зверей? Укрепленные поселения на территории Югры строятся практически с появления здесь стабильного населения. Эта традиция исчезла только к XVIII веку, когда контроль за военной ситуацией на себя возложила Российская империя. Если мы возьмем соседний Ямало-Ненецкий округ, то на некоторых реках, таких крупных, как Таз или Надым, укрепленных поселений вообще не было с древних времен. Эта традиция характерна именно для среднего течения Оби, для территории Югры, таежной зоны Обского бассейна. Здесь сохраняются как минимум две глобальные загадки, которые сегодняшним школьникам еще предстоит разрешить в будущем.
Анна ПОЗДНЯКОВА, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Комментарии