В диссертационных проектах их не так уж много
В последнее время у меня появилось новое увлечение. Я стал коллекционировать авторефераты кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим наукам. Мне всегда было интересно, как же развивается педагогическая наука вокруг нас – рядовых учителей, работающих в обычных общеобразовательных школах. Ведь вся наша многогранная учительская деятельность изначально имеет строго постулированные научно-методические основания. А вместе с ними обоснованную с точки зрения психологии и санитарно-эпидемиологической службы теорию и практику урока.
Специальностями аспирантура по педагогике богата. Начинается все с общей педагогики, а затем идут “теории и методики обучения всем школьным предметам”. Несть числа защищенным диссертациям: область интересов научной педагогики обширна. Разумеется, проще всего изложить на бумаге “Теорию комплексной дифференциации в обучении учащихся математике” и т.д.
Интересное наблюдение: наша педагогическая братия мало интересуется диссертационными достижениями в педагогике. Для нас в большей степени важен опыт учительства известных педагогов-новаторов, которые в полной мере и в совершенстве владеют образовательными технологиями, поставленными на научную основу.
Педагогических чудес в диссертационных проектах, увы, не так уж много. Стандартная модель построения таких проектов обескураживает: глава первая – экскурс в историю педагогической мысли, глава вторая – проведен эксперимент в школе: методика работает! Так покажите нам эту работу: каков ее КПД, каковы продолжительность эксперимента, уровень классов, в которых этот эксперимент проводился. К сожалению, уверенности в действенности таких открытий ученых у педагогов немного. Приходится ориентироваться на свой опыт.
Мы стали свидетелями того, как год от года набирает силу праздник педагогических талантов – конкурс “Учитель года”. Учитель года в селе, в районе, в области, в стране. Великолепная копилка находок! Теперь эти люди могут облечь свои открытия в научный труд – если есть практический опыт, дающий значительные результаты, если имеется доказательное научно-методическое обоснование.
Евгений ПОПОВ,
учитель русского языка и литературы московского УВК # 1800
Комментарии