Не вызывает сомнения доступность диагностико-технологического мышления для школьных управленцев: апробирование проходило в десятках школ разных регионов – Татарстана и Марий Эл, Москвы и Подмосковья, Ханты-Мансийского автономного округа и Ярославской области. Завучи многих школ прошли специальную подготовку и получили в своих учебных заведениях прекрасные результаты.
Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г., №№13, 18, 26 за 2008 г.
Многолетний эксперимент позволил составить минимально необходимый перечень графических материалов:
1) сравнительный график качества обучения по параллелям школы за два последних года;
2) график влияния разноуровневости обучения на его качество;
3) стратиграфические графики-развертки;
4) стратиграфические изменения;
5) сравнительный график надежности (сохранности качества) обучения по параллелям школы;
6) график-развертка состояния общеучебных умений в классах второй ступени;
7) график экспериментального изменения общеучебных умений;
8) график изменения основных признаков воспитанности;
9) матричная оценка использования основных резервов обучения;
10) график-развертка качества обучения основным учебным предметам;
11) гистрограмма освоения различных дидактических задач;
12) кумулятивные кривые распределения значений разных признаков.
Не вызывает сомнения доступность этого мышления и для аспирантов, в том числе гуманитарных специальностей: уже успешно защищены диссертации на эту тему.
Заметим, что даже студенты-дипломники охотно использовали элементы диагностико-технологического подхода в своих работах. Сейчас предстоит сделать эту работу системной, а применение диагностико-технологического управления педагогическим процессом в школе – массовым. И не случайно этот раздел посвящен организации студенческих (а потому временных) диагностико-технологических лабораторий в школах.
Подготовка студенческой лаборатории к работе
В педагогике сбор и обработка информации непосильны для одиночек-исследователей. Прикинем: если в школе 1000 учеников и мы оцениваем их лишь по 10 признакам, то это составит 10 тысяч (на старом русском языке – «тьму») единиц информации. Но эта же работа становится посильной небольшой группе дипломников (4-6 человек), распределившей между собой обязанности:
– один, используя классные журналы, собирает стратиграфическую информацию и строит первые пять графиков, указанных в начале статьи (минимальный перечень графических материалов);
– второй проводит замеры или собирает у преподавателей информацию по состоянию общеучебных умений и комфортности учеников и строит графики 6, 7 из того же перечня;
– третий работает с классными руководителями, собирая информацию по критериям воспитанности учеников, и строит график 8;
– четвертый обобщает всю собранную информацию, строит график 9;
– в случае необходимости может быть собрана информация для построения графиков 10-12;
– иногда есть смысл в сборе данных у школьных логопедов и психологов.
Временная диагностическая лаборатория организовывается на 4-м курсе для проведения констатирующего исследования и выбора тем дипломных работ; на 5-м курсе проводится основной эксперимент. Во главе студенческой лаборатории стоит творчески работающий преподаватель вуза, лучше – аспирант.
Работа студентов
в условиях лаборатории
Полученная общая характеристика педагогического процесса в образовательном учреждении может служить материалом для написания курсовой работы на 4-м курсе и для первой главы дипломной работы.
При разработке второй главы экспериментально выявленные «точки сбоя» распределяются между участниками лаборатории для достижения теоретического понимания состояния объекта и проблемы, для разработки гипотез.
Вряд ли есть смысл посвящать первую главу «тщательному разжевыванию» основных понятий: осознание терминов – это только первая ступенька понимания. Достаточно в приложении к работе дать страничку с описанием тезауруса.
Вторая ступенька – осмысление, или выявление взаимосвязей в процессе проведения констатирующего исследования. Графики – «фуганок» закономерностей. И если в дипломной работе нет графических закономерностей, то вряд ли найдется истина – в этом случае можно утверждать, что работа не состоялась.
В студенческих дипломных работах не всегда есть возможность выйти на третью ступеньку понимания – на уровень обобщений, но там, где они сделаны (с помощью ранжированных линейчатых диаграмм или круговых диаграмм сильных связей), даже сам этот факт должен рассматриваться как положительная черта дипломной работы.
Когда предмет исследования обоснованно выделен, можно переходить к изучению литературы. Обычно увлекаются большим списком якобы изученных произведений, однако пренебрежительно не цитируют мыслей авторов.
Какое количество цитируемых произведений оптимально? Действительно, если в 50-страничной дипломной работе приведено 50 цитат, то это означает, что студент не оставил места для своих собственных мыслей. Нормально, если в работе такого объема приведено 20-25 цитат. При этом надо регистрировать мысли, не только созвучные с вашими, но и противоположные. Для регистрации цитат полезно завести цитатник, где каждая полезная цитата должна быть приведена с указанием адреса (автор, название книги, издательство и год издания, номер страницы).
При разработке гипотезы исследования отобранные цитаты обязательно надо классифицировать в рамках каких-то теорий, концепций, подходов.
Третья часть дипломной работы – экспериментальная проверка гипотезы исследования – может проводиться по-разному: методом двух срезов – в начале и в конце исследования, моделированием новой структуры объекта, путем сравнительного исследования с отслеживанием динамики изменений или без него…
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Комментарии