В Министерстве здравоохранения России впервые создали рекомендации, чтобы снизить утомляемость школьников.
Детям для здоровья необходимо грамотное распределение нагрузки и соблюдение режима дня. Об этом сказано в рекомендациях, которые впервые составили подведомственные Минздраву организации и Роспотребнадзор. Переутомление в документе названо патологическим процессом.
Неправильная нагрузка ребенка может приводить к потере аппетита, плаксивости, раздражительности, нервным тикам, аритмии и вегетососудистой дистонии. Чтобы этого избежать, учебный процесс важно выстроить с учетом физиологических особенностей учеников и возраста. Для полного восстановления работоспособности может понадобиться длительный отдых, комплексное лечение с применением лекарств, физиотерапия или лечебная гимнастика.
Педагогам рекомендуют строить урок по трем этапам: подготовительная часть (7–10 минут), период наиболее высокой умственной работоспособности (25–30 минут), заключительная часть (не более 7 минут). Продолжительность урока для первоклашек должна составлять 35 минут, затем она постепенно увеличивается.
Специалисты определили также четкое время для выполнения домашних заданий: у первоклассников на задание должно уходить не больше часа, у учеников 2–3 классов – не более полутора часов, в 4–5 классах — два часа. Старшеклассники не должны уделять домашним урокам более трех с половиной часов. Начинать их выполнять стоит после отдыха и спустя полтора-два часа после обеда.
Для профилактики переутомления образовательный процесс рекомендуют строить с учетом физиологических принципов динамики умственной работоспособности детей и распределять урок по интенсивности. Учителям следует исключить освоение программы двух лет за один год обучения.
В понедельник необходим низкий уровень нагрузки, к середине недели его стоит увеличивать, а к пятнице – снова снижать. К тому же, следует чередовать предметы статистической и двигательной направленности. Чтобы предупредить зрительное утомление, повышение активности ЦНС и снять напряжение мышц, важно проводить с детьми упражнения в течение учебного дня.
Комментарии