Над решением проблемы школьных стрессов работают многие специалисты – учителя, психологи, управленцы. Озабочены этим и родители, которых не могут не тревожить детские переживания, конфликты, связанные со школой. По данным исследований Института возрастной физиологии, Психологического института РАО, РГПУ имени Герцена, в школу приходит около 20% детей с различными нарушениями психики. К концу обучения в начальной школе их становится значительно больше.
Москве состоялся российско-германский семинар «Школа без стресса» на базе Южного окружного управления образования. Выбор ЮАО не случаен – в 25 школах округа в качестве эксперимента предмет психология был введен в учебную программу с 1-го по 11-й класс. Психологи-практики провели специальные занятия с директорами школ, с учителями, родителями. Теоретическим и практическим опытом решения данной проблемы с российскими коллегами поделились специалисты из Германии.
Каковы же основные причины возникновения различных видов стрессов у детей в школе? По словам академика РАО, ректора Московского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, первая группа причин связана с приходом детей в школу. Адаптация ребенка к школьной среде зависит от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, насколько ребенок подготовлен к трудностям учебы.
Другая группа причин связана с уровнем развития общества, который определяет сложность школьных программ, структуру и содержание учебных предметов. Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на психику ребенка, является острая нехватка времени. Цейтнот, по данным многих исследователей, связан как с высокими нагрузками, так и с неэффективными методами учебной работы школьников (успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний). Положение ребенка усложняется, если он страдает задержкой развития или воспитывался в неблагоприятной социальной среде. В таких случаях ответственность за успешную учебу ребенка нередко перекладывается с педагогов на медиков, а школа стремится избавиться от такого «неполноценного» ученика.
В качестве еще одной причины следует назвать фактор «школьного соревнования», следствием которого является нацеленность детей на высокие показатели. Ведь ни для кого не секрет, что во многих случаях отношение к отстающим со стороны учителей становится чуть ли не враждебным. У таких детей легко развивается комплекс неполноценности, формируется заниженная самооценка. Дети смиряются с ролью неудачников и нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Серьезной травмой для ребенка может стать смена школьного коллектива. Он теряет старых друзей, ему приходится подстраиваться к новым одноклассникам и педагогам.
Очень часто трудной, а порой и неразрешимой проблемой для ребенка становится негативное и пренебрежительное отношение учителя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы. Необходимо помнить, что учитель, считающий хорошее знание своего предмета главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников. Поэтому важно достаточно жестко контролировать работу таких педагогов.
Психологическим стрессам в школе, безусловно, подвержены не только дети, но и учителя. Не секрет, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
По мнению российских и немецких специалистов, в современной ситуации необходимо учитывать важную роль семьи в школьных успехах ребенка. Родители должны помочь учителю составить максимально полную картину о ребенке, определить его интересы.
Очень жаль, что столь важный семинар хотя и вышел за границы Садового кольца, но не пересек МКАД. Данное мероприятие было бы во сто крат полезней, если бы в нем приняли участие представители российской глубинки. Где-нибудь в Урюпинске или Кудымкаре проблемы школьных стрессов стоят более остро, чем в богатой Москве или в прагматичной Германии.
Москва
Это факт!
Как показывают результаты исследования, проведенного в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России, на эмоциональное «выгорание» педагогических работников влияют несколько факторов:
фактическое отсутствие права на ошибку. Известно, что, для того чтобы избежать профессиональных неудач, большинство учителей расширяют свое трудовое время за счет работы на дому. В результате они лишают себя полноценного отдыха;
неудовлетворенность профессиональным статусом;
страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости;
недооценка профессиональной значимости со стороны коллег. Такая проблема часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят в школу из других учебных заведений;
отсутствие условий для самовыражения и самореализации;
недостаточное стимулирование труда.
Опрос
По результатам опроса, около 90% работников образования основными факторами стрессов считают:
перегрузки (93%),
конфликтные ситуации (89%),
частые проверки вышестоящих организаций (87%),
предъявление противоречивых требований (67%),
нововведения и частые изменения
в образовательных программах (53%),
неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Комментарии