search
main
0

Наградят достойных

Кто получит миллион? Какие три тысячи российских школ более чем из 64 тысяч будут признаны инновационными, достойными президентского вознаграждения. «УГ» уже не раз писала: самое главное, чтобы критерии были объективными, чтобы впоследствии ни у кого не закралась мысль – самые ли достойные отмечены президентом? В этом выпуске мы опубликовали на страницах 2-3 методические рекомендации по отбору инновационных школ. Главных критериев, по которым будет идти отбор, – десять. Мы решили спросить в разных регионах России у учителей, завучей, директоров школ, управленцев, что они понимают под высоким качеством обучения и воспитания, что для них значит эффективное использование современных образовательных технологий, в чем выражается позитивное отношение родителей к школе, какой должна быть внеурочная деятельность, чтобы учебное учреждение было признано инновационным. Пожалуй, самым трудным, но и самым интересным для наших читателей был вопрос, что они понимают под продуктивностью реализации программы развития школы. Отвечая на него, педагоги, по сути, рассказывали о своих школах, о том, что они делают, чтобы у их подопечных было по-настоящему счастливое детство. Ведь именно это и есть, на мой взгляд, главный критерий инновационной школы.

Сегодня наша гимназия – это мир счастья , где создан максимум удобств для ведения учебно-воспитательного процесса, комфортные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Николай ТОРБИК, руководитель районного Управления образования города Исилькуль: Эффективность – в количестве

Новые образовательные технологии мы используем уже в течение нескольких лет. В 2005 году закончился эксперимент «1-12» в школе поселка Боевой. Сейчас подводим итоги работы, анализируем ее. Отрабатывается программа другой экспериментальной площадки – по профильному обучению в Исилькульском общеобразовательном лицее. Профильное обучение предусматривает возможность выбрать тот цикл предметов, который необходим ребенку для дальнейшего обучения. Создаются элективные курсы гуманитарного, естественно-математического и других циклов. Это позволяет ребенку глубже изучить предметы, максимально приблизиться к программе вуза. Рассматриваем вопрос о реорганизации начальных школ. Это не означает, что они будут закрыты. Школы будут работать в тех же селах, в тех же зданиях, с теми же педагогами, но войдут в структуру средних общеобразовательных школ.

Но, на мой взгляд, вопрос об эффективном использовании образовательных технологий гораздо шире. По сути, это означает инновационный подход в обеспечении доступности качественного образования для всех граждан России. Многое мы пытались сделать и раньше – при поддержке регионального и местного бюджетов. Теперь получаем поддержку на государственном уровне. Мы взяли на вооружение как раз те технологии, что помогают сделать образование доступнее. Количество грамотных и образованных людей – это и есть, по-моему, основной критерий эффективности использования образовательных технологий.

У нас действует цепочка: школа – педколледж – вуз, то есть выпускники Исилькульского педколледжа имеют возможность в дальнейшем продолжить обучение на втором или третьем курсе Омского педагогического университета. Исилькульский общеобразовательный лицей и Исилькульский межшкольный комбинат заключили договоры с Омским автомобильно-транспортным колледжем и совместно ведут подготовку ребят, что позволит им после окончания школы поступить сразу на третий курс колледжа. Межшкольный комбинат начал также сотрудничать с Сибирской автодорожной академией по дистанционному обучению. Исилькульцы прямо дома могут получить высшее образование по четырем профессиям. В этом году осуществлен первый набор – 23 человека. Конечно, мы не достигли бы эффективности этих программ без современных средств связи. Сейчас техникой обеспечены все средние и основные школы. Одна начальная школа, два дошкольных образовательных учреждения, учреждения дополнительного образования имеют по одному компьютеру. Подключение к интернету создаст условия для повышения компьютерной грамотности учащихся, даст толчок к развитию дистанционного обучения. Компьютеры устаревают, поэтому мы включились в программу компьютеризации и по обновлению. В местный бюджет на 2006 год заложены средства на эти цели.

Анна НОГИНА, директор гимназии поселка Русская Поляна: Надо искать свои пути

Можно сколько угодно говорить о новых образовательных технологиях, но без их эффективного использования это не имеет смысла. Для меня эффективность – реальные результаты наших действий. Думаю, она достигается постоянным анализом используемых технологий, их адаптацией для конкретных условий, поиском своих путей. У нас весь педагогический процесс направлен на развитие ребенка. Начальная школа работает по системе Занкова. Эту традицию продолжаем и в среднем звене – на базе гимназии действует экспериментальная площадка по созданию муниципальной педагогической системы «Одаренные дети». Причем работаем не только с нашими учениками, но и с детьми всех школ района. На мой взгляд, эффективность образовательных технологий заключается как раз в том, чтобы воспитать человека, способного стать успешным в условиях современного быстро меняющегося мира. А как это сделать – это уже дело техники каждой школы, каждого учителя. Мы не жалеем времени на дополнительное образование. Это и хореография, и рисование, и музыка.

Мы регулярно выпускаем золотых и серебряных медалистов, которые непременно поступают в вузы – по 10-11 человек в год. Но главная цель – не знания, они лишь помогают в процессе воспитания личности и самообразования. Конечно, эффективное использование образовательных технологий требует и современной техники. Благодаря областной и федеральным программам компьютеризации наши дети получили прекрасную возможность пользоваться интернетом.

Юрий СТАРИКОВ, директор школы №106: Не гонитесь за броской рекламой

Школа как социальный институт должна нести добро. Однако сегодня, как ни прискорбно, родители берут ориентир на вывеску, а не содержательную сущность школы. Для многих позитив – это броская реклама, многообещающие лозунги. Мы, например, уже года два чувствуем, как искривилось сознание родителей в этом отношении. Изменились правила приема в первый класс, и родители сегодня стремятся «пристроить» ребенка туда, где (опять же, по слухам!) учиться престижно, а не туда, где конкретно их ребенку будет комфортно.

Владимир ИЛЬИН, учитель математики физико-математической гимназии №30, учитель года России-1998: Родители голосуют ногами

Позитивное отношение к школе, скорее всего, может проявляться в благодарности родителей. Она, разумеется, принимает разные формы. Вообще в чистом виде позитив вычленить трудно. Ярче всего отношение демонстрируется на родительских собраниях. Но, по сути, конечно, нужно проводить серьезное анкетирование родителей. С другой стороны, позитивное отношение можно определить, проанализировав прием в школу. Родители голосуют ногами. К примеру, в нашей гимназии учатся поколениями. Вот недавно выпустили ребенка, четвертого в семье, и все его старшие братья и сестры проучились у нас. Голосование ногами – показатель неподкупный. Он не зависит от чиновничьего произвола. Однако этот позитив имеет и обратную сторону. Иногда очень трудно объяснить родителям, что, поступив в учебное заведение, где программы повышенного уровня сложности, ребенок должен в нем еще и успешно учиться.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166, учитель года России-2003: Помогите учителю

В чем выражается позитивное отношение к школе? В оказании посильной помощи учителю, причем не по его просьбе, а по собственной инициативе.

В так называемом пиаре школы. Когда родители передают другим родителям свое отношение к школе, рекомендуют ее.

В том, что не делаются обобщающие выводы, если в школе возникает конфликтная ситуация. То есть когда родители понимают, что конфликт связан с конкретным человеком, а не со школой в целом.

Отношение родителей к школе характеризуется также их желанием присутствовать на открытых уроках, которые в нашей школе часто предлагают учителя. Сразу понятно: если на уроке один родитель, то у остальных отношение к школе формальное.

Еще один показатель – родительские собрания. Если в классе большая родительская посещаемость, это замечательно. Кстати сказать, для многих главной целью является, конечно, информация о собственном ребенке. И это правильно. И тем приятнее, когда родители, узнав все, что их волнует, не ограничиваются этим, а интересуются нуждами класса, школы.

Ирина КУЧЕРОВА, директор школы №18: Главное – результат

Есть широко известный показатель качества обучения – количество учеников, которые учатся на «4» и «5», и тех, кто учится на тройки и двойки. Это еще и результативность участия в различных интеллектуальных конкурсах. Вот мы общеобразовательная школа и, может быть, не можем показать особых результатов в олимпиадах, потому что специализированные школы имеют больше преимуществ, но у нас есть такой замечательный интеллектуальный конкурс, как научное общество учащихся. И вот здесь действительно любая школа, в том числе и мы, может дать фору другим. Поэтому в НОУ и других подобных конкурсах, таких как «Кенгуру», «Медвежонок», для меня показателем являются не только занятые места, но и количество учеников, принявших в них участие. Это ведь мотивация, отношение к учебе, стремление к познанию.

А что касается воспитания, то здесь идут серьезные баталии. Ведь классный руководитель может говорить, что он работает день и ночь, но всегда надо смотреть на результативность. Сегодня есть конкретный критерий результативности воспитательного процесса, по которому идет аттестация и аккредитация ОУ. Это, например, количество детей, состоящих на учете в милиции. Есть очень много конкурсов, связанных с воспитательной деятельностью. Например, перечислю только те, в которых мы участвуем: «Музей», «Зарница», «Ты – нижегородец», «Россияночка», конкурс школьных изданий, хоров и другие. И есть еще один показатель, который определяется тоже в процедуре аттестации и аккредитации образовательного учреждения, – уровень воспитанности.

Сергей НАУМОВ, директор Департамента образования и науки Нижегородской области: Научите ребенка жить

Результат качества обучения в школах сейчас измеряется в оценках. Хотим мы или не хотим, но официальный показатель – это отметка, которой оценивают работу ученика и в какой-то степени – работу учителя.

Уровень воспитанности учеников, уровень различных мероприятий, которые проводятся в школе. Вот в этом заключается та часть, которая относится к понятию «высокое качество». Но если мы говорим о каких-то отрицательных вещах, которые тоже надо оценивать – много их или мало, – то это количество неуспевающих, отчисленных из школы и по каким причинам. По этим показателям и можно судить, насколько хороший микроклимат в школе.

Самое главное – учитель должен научить ребенка учиться, научить взять знания, чтобы потом можно было эти знания реализовать. Кроме того, вместе со знаниями, которые ему даются, мы должны еще и научить человека жить. А вот это как раз содержание того «сосуда», о котором говорим, – там не только знания, там и умение быть добрым, умение прощать, выбирать, отстаивать свою позицию, умение быть лидером.

Ульяновск

Лидия КОПЦЕВА, заслуженный учитель РФ, директор гимназии №79: Наша гимназия – мир счастья

и творчества

Под продуктивностью реализации программы развития мы понимаем соотношение полученных результатов и связанных с этим затрат. Программа развития, независимо от затрат на ее реализацию, – это документ, не заменимый для процесса самоидентификации школы. Он активизирует коллективную мыследеятельность и помогает ответить на вопросы: каково предназначение школы? Для каких детей она существует? Верные ли цели она ставит и есть ли у нее возможности для их достижения?

Наша школа была открыта в 1992 году в районе авиационно-промышленного комплекса «Авиастар» как начальная с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Мы поставили перед собой цель: создать школу радости, где хозяином будет Его Величество Ребенок.

Для реализации этой цели необходимо было определить стратегию развития. Это вызвало необходимость разработать программу. В ходе ее выполнения школа прошла процесс становления и развития, обеспечила достаточно высокий уровень образования, завоевала заслуженный авторитет и в 2001 году получила статус гимназии (1-11-е классы).

В результате реализации нашей программы развития были разработаны и внедрены главные цели программы развития школы, определена миссия школы, выработана модель выпускника. Разработана система управления инновационной школой. Были введены трехуровневая образовательная программа начальной школы, система научно-методической и поисково-исследовательской работы. Мы провели мониторинг и разработали систему оздоровления детей.

Начата информатизация образовательного процесса (подключились к сети «Интернет», создали сайт школы, оснастили компьютерной техникой кабинеты информатики).

На современном этапе миссию гимназии мы видим в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития для учеников с учетом различий их склонностей и индивидуальных способностей.

Исходя из этого, содержание гимназического образования имеет гуманитарную направленность, которая реализуется на основе усиления воспитательного и развивающего потенциала и способствует становлению личности ребенка. При этом в содержании образования приоритетным остается компетентностный подход как степень способности человека к формированию самого себя. Наша гимназия – это единая педагогическая система 1 – 11, отличительной особенностью которой является повышенный уровень содержания образования, сопряженный с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, обеспечивающий индивидуальную образовательную траекторию учащихся и реализующийся через предметное преподавание с первого класса; расширенное изучение предметов гуманитарного художественно-эстетического цикла с 1-го по 8-й класс (театр, ритмика и танец, изо и художественный труд, МХК), изучение второго иностранного языка с

8-го класса, систему коротких элективных курсов и многое другое.

Такая модель, по нашему мнению, обеспечивает выполнение требования общества к уровню развития школьника и ориентирует гимназию на творческую деятельность каждого ученика.

Несмотря на трудности в финансировании, в последние годы в гимназии создана современная учебно-методическая база (благодаря безвозмездной помощи родителей и друзей гимназии), без которой невозможна была бы продуктивная реализация наших программ развития. Мы считаем, что все затраты на реализацию программы оправданны.

Сегодня наша гимназия – это мир счастья и творчества, где создан максимум удобств для ведения учебно-воспитательного процесса, комфортные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Драмкружок, кружок по фото…

О том, как создать в школе условия для успешной работы кружков и секций дополнительного образования, я решила поговорить с директорами двух воронежских школ: Сергеем Николаевичем Круговым, директором школы №20, и Владимиром Яковлевичем Свердловым, директором многоуровневого общеобразовательного комплекса №2 (МОК-2).

Ситуация, если говорить коротко, непростая. И введение нормативного финансирования, которого в школах Воронежской области ждут и боятся одновременно, положения в дополнительном образовании не улучшит. Например, по штатному расписанию в обычных школах ставка педагога дополнительного образования не предусмотрена. Тем не менее школьные директора рук не опускают и решают проблему разными способами. Некоторым удается обходить этот момент старым дедовским методом: пойти к начальству и выпросить дополнительную ставку. Иногда срабатывает. Но все равно есть обстоятельства, с которыми не поспоришь. Например, если школа работает в две смены, а в Воронеже таких еще предостаточно, то организовать дополнительную кружковую работу проблематично. Спортзал, как правило, один, в нем в течение всего дня идут уроки физкультуры. И только вечером, начиная с семи-восьми часов, в зале могут заниматься какие-нибудь спортивные секции. Чаще всего баскетбол, волейбол или восточные единоборства.

Если школа работает в одну смену, ситуация попроще. После обеда вполне можно вести внеурочную деятельность, если решить проблему финансирования. Она, как показывает практика, вполне решаема. Например, спортивные школы предлагают два варианта сотрудничества со школами обычными. Первый: тренер из ДЮСШ набирает в свою секцию ребят из обычной школы и просит директора предоставить в определенное время спортзал. Проходят тренировки, дети довольны: развиваются физически, укрепляют здоровье. Администрация школы тоже довольна, потому что в микрорайоне школы зачастую нет других спортивных объектов, кроме спортзала, и раньше, чтобы заниматься спортом, детям надо было ехать в другой конец города. Школа в этом случае становится спортивно-массовым, оздоровительным и культурным центром своего микрорайона. Хорошо? Еще бы!

Второй вариант, на который идут спортивные школы, это финансирование занятий секций при условии, что вести их будет учитель физкультуры общеобразовательной школы. Как рассказал Сергей Николаевич, к нему обратились с таким предложением, и идея сама по себе очень даже хороша, но при определенных условиях. В школах Воронежа и области сегодня не хватает учителей иностранного языка, физкультуры и трудов (у мальчиков). Физкультурники зачастую работают в школе по совместительству, уже имея основное место работы. Дополнительные занятия в секциях становятся непосильной нагрузкой. Поэтому при всей заманчивости предложения оно также остается невыполнимым просто потому, что далеко не всегда сегодня в школе есть «свой собственный» учитель физкультуры.

Я спрашивала у своих собеседников, сократилось ли в их школах количество кружков и секций. Сергей Николаевич говорит, что оно осталось примерно таким же, как и пару лет назад. Самые популярные, как и прежде, это школьный хор, кружок юных инспекторов дорожного движения и туристическая секция.

Школам-комплексам в этом смысле немного легче, потому что в них изначально предполагается дополнительная работа кружков и секций. В учебно-воспитательных комплексах существуют даже отдельные спортивные и музыкальные школы, где занимаются практически все учащиеся. Так происходит в воронежских УВК №2 (директор Николай Макарович Есин) и УВК №1 (директор Юрий Иванович Долгих). В МОК-2 у Владимира Яковлевича Свердлова есть отделение кружковой работы: от 10 до 15 ставок педагогов дополнительного образования – театральный кружок, студия бального танца, шахматисты, декоративно-прикладное творчество и так далее.

– Для всего нужно в первую очередь желание, – считает Владимир Яковлевич. – Если оно есть, то и в переполненной школе можно найти возможность для организации дополнительного образования. И ставки с финансированием тоже найдутся, хотя, конечно, если все держится на желании одного только директора, а чиновники его не поддерживают и не помогают, то приходится трудно. Приходится искать новые варианты. Например, обращаться к спонсорам или к родителям.

Родители сегодня очень осторожны – время научило. Редко кто согласится отпускать своего ребенка одного ездить за несколько остановок в музыкальную школу или на спортивные занятия во Дворец спорта. Мама или папа обязательно сопровождают или сами везут на машине. А что делать, если такой возможности нет? Поэтому родители сегодня сами хотят, чтобы все было поблизости, желательно в школе, чтобы ребенку никуда не надо было ездить. И удобно, и безопасно.

Спрашиваю у Владимира Яковлевича, не сокращаются ли в его школе ставки педагогов допобразования в связи с введением подушевого финансирования. Говорит, пока нет. Сколько людей было несколько лет назад при утверждении статуса комплекса, столько же примерно и осталось.

Татьяна МАСЛИКОВА

Татьяна РУМЯНЦЕВА, зам. директора по научной работе лицея №6: Работа наполняется особым смыслом

Лицей задумывался как общеобразовательная школа, ставящая перед собой определенные цели и задачи. Прежде всего содержательного плана: формирование ноосферного сознания учеников с учетом их возрастных особенностей, создание условий для целостного образования лицеистов путем соединения предметов естественно-научного и гуманитарного циклов через экологию, использование системы практик, через общение с природой в экскурсиях, походах, экспедициях. Разрабатывалась практика художественного и эстетичного преобразования мира, формирование ноосферного компонента содержания лицейского образования, распределение экологических знаний по ступеням образования с учетом уровней сложности и создания целостной программы, включающей спецкурсы и предметы, семинары по практике ноосферного образования. Авторы концепции ноосферной школы мыслили построить свою, основанную на учении В.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, модель ноосферного образовательного учреждения.

Анализируя пройденное, видишь: многое из задуманного осуществилось, а многое еще предстоит апробировать и внедрить в учебный процесс. Сегодня в учебном плане лицея обозначен, внедрен в практику работы разработанный директором лицея Верой Григорьевной Сухаревой стержневой курс «Человековедение», включающий пропедевтические разделы знаний о человеке: психологию, валеологию, а также экологию, логику, культурологию. Кроме того, Сухарева разработала хрестоматию по курсу для учащихся 5-х, 11-х классов. В учебном плане появился предмет «Экология», факультативный курс «Практикум по экологии; интегрированный курс», «Природа и человек», включающий разделы: начала химии, физики, биологии, которые представлены во взаимосвязи; составлена комплексная программа экологизации предметов естественно-научного цикла. Разработана и внедрена программа экологического образования лицеистов со 2-го по 11-й класс. В лицее сформирован блок культурологических дисциплин (в том числе спецкурсов, факультативов).

Несомненной удачей в учебно-воспитательной работе стало сочетание теоретического изучения предметов с их практической реализацией в воспитательной, внеурочной деятельности школьников, созданные под руководством ученых научно-исследовательские кружки по ботанике и экологии, физиологии помогают на практике проверить теоретические знания.

Все это говорит о том, что реализация программы развития нашей школы идет вполне продуктивно. Мы гордимся этим!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте