Награды, которым рады
Орден Почета
ЗАБЕЛИНА Татьяна Николаевна – начальник Зеленоградского окружного управления образования
КУЗНЕЦОВА Галина Павловна – учительница средней школы #104 Юго-Западного административного округа
РЫЖУХИНСКИЙ Михаил Александрович – педагог дополнительного образования Московского международного юношеского центра культуры и бизнеса
ШАНТЫКОВА Зинаида Ивановна – директор средней школы #20 Юго-Западного административного округа
Медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени
(Указ Президента России Б.Ельцина #1036 от 11.10.95 г.)
БАРИНОВА Инна Валентиновна – учительница средней школы #591 Западного административного округа
БЕЛОЗЕРСКАЯ Светлана Тимофеевна – заведующая яслями-садом #755 Юго-Восточного административного округа
БУРГУНОВА Милица Григорьевна – директор средней школы #726 Северного административного округа
ЖАРКОВА Валентина Борисовна – методист окружного методического кабинета Западного административного округа
КАРЯКИНА Мария Ивановна – директор средней школы #744 Северного административного округа.
испытания
раз экзамен, два экзамен – будет корочка
Сейчас во многих московских школах уже идет весенняя сессия, дающая возможность сдать экзамены досрочно и тем самым высвободить время для подготовки в вузы: во-первых, школьники смогут посещать только те предметы, которые им действительно интересны или необходимы для поступления в институт, а во-вторых, прекратится то немыслимое нервное и психологическое напряжение, которым насыщено экзаменационное лето. Устные экзамены можно будет по-прежнему сдавать в форме реферата, тестирования или по билетам. Все большую популярность приобретает тестирование. Ребята смогут, заплатив около 26000 рублей за один предмет, пройти его уже в мае.
И последняя новость. В нескольких школах городского подчинения экзамены в этом году будут принимать независимые аттестационные комиссии, сформированные из учителей других школ, преподавателей вузов, работников Департамента образования. Возможно, что в скором времени этот эксперимент распространится на все московские школы.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
фестиваль
Образование и бизнес: взаимовыгодный интерес
О серьезности намерений говорит то, что в подготовке и проведении фестиваля предварительно согласились принять участие Министерство образования РФ, общественное движение “Реформы — новый курс”, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Федерация детских организаций, Московский международный юношеский центр культуры и бизнеса, другие ведущие российские центры детского бизнес-образования.
На сегодняшний день в России много делается для того, чтобы организовать самостоятельную предпринимательскую деятельность подрастающего поколения. Но инициаторы этих дел практически не встречаются друг с другом, не обмениваются опытом. Именно эти проблемы и должна, по задумке оргкомитета, решить грядущая встреча в столице.
Участвовать в фестивале приглашены представители практически всех действующих направлений и школ “от Москвы до самых до окраин”, как взрослые, так и дети. Программа состоит из двух частей — “подростковой” и “взрослой”. Помимо теоретических семинаров, будут проведены увлекательные деловые игры, конкурс бизнес-проектов учеников, выставка учебных программ и пособий. И по традиции предполагается посещение культурных и бизнес-центров столицы.
Читателям, которые заинтересовались “Бизнес-фестивалем”, адресована публикуемая ниже анкета-заявка на участие. Ее нужно заполнить и до 25 апреля 1996 года направить в адрес оргкомитета (125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 14, а/я 25). Всем приславшим анкеты организаторы вышлют дополнительные материалы, в которых будут указаны точные даты фестиваля, порядок заезда и регистрации, стоимость участия и другая информация.
Национальное образование: московский эксперимент
Национальное образование: московский эксперимент
Именно об этом я подумал, когда знакомился со вторым выпуском информационно-методического сборника под очень строгим названием “Состояние и перспективы развития учреждений национального образования г.Москвы”.
Под эгидой Московского департамента образования в столице – одном из крупнейших мегаполисов мира, оказывается, проводится уникальный эксперимент, включающий в себя три важные составные части.
Первая составная – это еще один вариант образования с учетом национального аспекта. В Москве складывается Структурная система национального образования. Действуют школы, где наряду с общеобразовательными предметами преподают и блоки национальных дисциплин. Например, в школе # 1086 наряду с русскими детьми обучаются более трехсот корейцев. А школа # 1110 – русско-армянская, 1247-я – русско-литовская, в 1311-й учебный процесс логически сопрягается с углубленным изучением языка, истории и традиций еврейского народа. В 1542-й школе фактически идет гимназический процесс с изучением русской отечественной культуры. И еще три столичные школы – # 141, # 167 и # 225 – соответственно: русская культурологическая, русская историческая и русская гуманитарная работают для основного населения Москвы.
Вторая составляющая – участие в 1994-1995 учебном году восьми московских школ с этнокультурным (национальным) содержанием образования в проекте ЮНЕСКО “Развитие национальной школы”. В рамках проекта здесь организована скрупулезная научно-исследовательская работа.
Учителя из четырех учреждений образования Москвы (# 1247, # 1311, # 1650 и # 1680) участвуют в проекте Совета Европы “Проблемы гражданского образования в мультикультурном демократическом обществе”.
Наконец, третья составляющая – учебно-воспитательные комплексы, которых в Москве пока пять, шесть дошкольных детских учреждений, учреждения дополнительного образования, которые составляют польский, татарский, цыганский, русский и украинский культурно-образовательные центры, а также детско-юношеский центр традиционной русской культуры “Преображенское”.
Как считает заместитель председателя Московского департамента образования Генрих Кузнецов, это только начало пути, ибо в Москве большие диаспоры азербайджанцев, белорусов, чувашей, молдаван, башкир, мордвы, осетин, узбеков и так далее. При содействии лаборатории национальных проблем в образовании Московского института развития образовательных систем Департамента образования столицы можно будет помогать и другим национальным группам. Тем более что посольства государств и постоянные представительства республик, входящих в Российскую Федерацию, расположенные в Москве, готовы оказывать методическую, организационную и материальную помощь.
Игорь НЕХАМЕС, кандидат исторических наук
Это не только коллегия, но и родительское собрание
Это не только коллегия, но и родительское собрание
Ведь проблема обучения касается каждого. И каким это обучение будет – “вертикальным”-“горизонтальным”, профилированным или общим – необходимо решать. Большинство родителей мечтают видеть своих чад студентами. Для этого папа с мамой отдают своего ребенка в школу, куратором которой является какой-нибудь вуз. Зачастую даже не важно какой, главное – гарантия последующего поступления в него. Иногда это специализированная “довузовская” школа, существующая под эгидой высшего учебного заведения. В некоторые школы стараются приглашать на лекции-беседы с учениками вузовских преподавателей. В каких-то школах ученики имеют возможность пробных вступительных экзаменов, отнюдь не освобождающих учащихся от выпускных: наличие аттестата всегда остается главным обоснованием приема в вуз. Многие школьники участвуют в вузовских олимпиадах, притом достаточно успешно. По словам начальника Юго-Восточного управления МДО Ивана Павловича ГУДКОВА, у него в округе 6 таких призеров по физике и 2 – по математике за последнюю совместную олимпиаду.
География взаимодействия школа-вуз расширяется: все больше школ находят себе партнеров среди высших учебных заведений. Но кто может сказать, не происходит ли просто натаскивание абитуриентов для поступления? Каково приходится тем ученикам, которые не собираются поступать в шефствующий вуз? Не рано ли ребенку еще в школе определяться со специализацией?
1-й проректор Бауманского университета Олег Степанович НОРАЙКИН сказал, что нельзя рассматривать проблему, которой посвящалась данная коллегия, только как подготовку школьников в вуз. Необходимо сформировать единую сквозную систему образования, где высшее являлось бы одним из его элементов. И готовить учащихся к плавному переходу с одной ступени на другую.
Эту мысль поддержал и Госкомвуз в лице Юрия Геннадьевича ТАТУРА. Он согласился, что высшая школа – это одна из частей единого образовательного пространства, поэтому прежде всего необходимо разработать личностно-ориентированную программу. Главное, что нужно учитывать при принятии каких бы то ни было решений, – это то, что требуется удовлетворить потребность личности в образовании, а не по старинке: подготовить специалиста для народного хозяйства.
Лора ЗУЕВА
Комментарии