search
main
0

Наедине со стандартами: все оказалось не так и сложно

Новый образовательный стандарт начальной школы уже стал реальностью школьной жизни. Но по-прежнему остается очень много вопросов по поводу того, как он изменил школьную жизнь, уклад образовательных учреждений. Мы решили задать несколько таких вопросов директорам школ Центрального округа. Нас интересовало, в чем они видят принципиальное отличие работы по ФГОС в начальной школе (в сравнении с опытом прошлых лет), трудно ли было объяснить родителям, чему и как будут учить детей по-новому, сразу ли они приняли новую систему обучения, легко ли учителя начальной школы пошли навстречу изменениям, в чем у них были трудности, как они сейчас оценивают первые результаты своей работы по ФГОС, нравится ли детям учиться в новых условиях, проводятся ли их опросы, работают ли с детьми школьные психологи, наконец, что еще необходимо сделать, чтобы внедрение ФГОС шло успешно.

Марина ВЕРЕВКИНА, директор школы  №1243:- Работа в условиях нового федерального стандарта принципиально отличается от  того, что было в школе раньше. Во-первых, изменилась роль учителя в учебном процессе: если раньше учитель мог объяснить материал и на следующий день спросить об усвоенном, то сегодня задача учителя совершенно иная. Он  руководитель образовательного процесса, своего рода дирижер. Его задача – организовать такую деятельность на уроке, которая позволит каждому ребенку научиться правильно действовать в той или иной учебной ситуации. Сегодня учитель не просто передает ребенку сумму знаний, мир меняется так быстро, информации так много, что нам за ней никогда не успеть. Задача учителя – научить ребенка учиться, развивать такие способы действий, которые станут основой и для саморазвития ребенка, и для того чтобы желание познавать не пропало  на последующих ступенях обучения и в течение всей жизни. Итак, сегодня в начальной школе мы воспитываем умение учиться. В начальной школе изменились и формы урока – это не тот урок в традиционной форме, к которому мы привыкли, уроки проходят и в парке, и во дворе школы, и на базе музея, и в зоопарке. Дети работают на уроке в паре, в группе, сидя на коврике или за общим столом. Учебно-игровое пространство в начальной школе организовано так, что оно позволяет развить самые разные творческие способности. Конечно, сломать традиционную форму урока, его формальные признаки не самоцель. В начальной школе замечательное новое оборудование, новые технологии (которыми владеет учитель), абсолютно новая среда, которая создана вокруг ученика, все это способствует только одному – чтобы ребенок не потерял желание учиться и научился учиться. Эта среда развивающая, ребенка мы оцениваем не относительно кого-то другого, а прежде всего относительно самого себя. Нам очень хочется, чтобы в начальной школе дети почувствовали, как интересно учиться, как радостно открывать новое, чтобы это желание открытий у них оставалось на всю жизнь. Что еще очень важно? Интегративный подход к обучению не разрушает представления ребенка о целостности мира. Мы изучаем русский язык, математику или литературу – все предметы во взаимосвязи, ИКТ стали не отдельным предметом (информатика), а именно технологиями, которые используют и на уроках, и во внеурочное время. Сегодня занятия проходят не только в первой половине дня, но и во второй (внеурочная деятельность) – здесь и спорт, и занятия танцами, и интеллектуальные кружки. Мне очень понравилась итоговая работа, которая была дана в конце прошлого года для первоклассников, потому что она совсем по-другому оценивала знания ребенка. Был предложен текст, по ответам на вопросы к нему проверялся не только уровень знания текста, но и метапредметные компетентности учащихся. Работа оказалась очень интересной, мы рады, что дети с ней справились хорошо. С родителями у нас трудностей не возникло,  мы очень благодарны им за понимание и доверие. Конечно,  мы вели  большую разъяснительную работу,  рассказывали родителям, что такое новый стандарт, какие цели ставим. Мы не только рассказывали, но еще и показывали – родители приходили и на открытые уроки, в течение учебного года двери кабинетов,  где работали учителя,  внедряющие стандарт, были открыты. Родители постоянно присутствуют на уроках, которые проходят в нетрадиционной форме, за пределами школы,  там они тоже видят, как работает учитель. Мне кажется, что увлеченность учителя, его убежденность в том, что он делает, обязательно передается родителям. Родитель доверяет учителю, он становится его помощником, они вместе решают общую задачу. Вы знаете, у нас в школе работают очень квалифицированные педагоги, первые классы в преддверии стандарта набирали два учителя: Анна Михеева (в прошлом году она получила звание заслуженного учителя РФ, в 2006 году ее дети принимали участие в Международном тестировании понимания уровня текста PIRLS, заняли первое место в Москве) и Ирина Рогова (имеет высшую квалификационную категорию) –  люди, которые в своей профессии нацелены на движение вперед. Когда зашла речь о внедрении нового стандарта, учителя прошли обучение, но, скажу честно, волнение было. Анна Владимировна и Ирина Владимировна – люди опытные, поэтому волнение быстро сменилось интересом. В этом году еще три класса пришли и  обучаются по новому стандарту, так что в мой кабинет теперь постоянно заходят и первые пилотники, и вторые, которые просто с горящими глазами рассказывают, что сегодня было на уроке, как это получилось. Конечно, для учителей стандарт – это не только изменение психологии, взглядов на процесс обучения, но и большая работа,  у нас после уроков учителя вместе обсуждают планы следующего дня, этапы урока. Сами они признаются, что работа в условиях стандарта требует больших моральных затрат, творческих усилий, но чувствуют отдачу, а соответственно чувство удовлетворения от работы очень велико.  Важно, что в школе есть учителя, которые первыми начали работать в условиях ФГОС, так что им можно и вопрос задать, и совет получить. Я думаю, что детям-то все равно – новый стандарт у них или старый, для них важно чувство влюбленности в первого учителя, чтобы хотелось идти в школу, чтобы уроки были интересными, и все это сегодня в начальной школе есть,  я вижу это по тому, как дети не хотят уходить из школы после уроков и как они утром приходят в школу – они в школу бегут!  Это не красивые слова, я общаюсь  с родителями,  слышу положительные отзывы о самочувствии детей, о работе наших учителей, ведь очень важно, что ребенок идет в школу счастливый и счастливым из нее приходит.Во-первых, остается все меньше времени до того, как наши ученики, обучающиеся по новому стандарту, перейдут в среднюю школу, проблему преемственности мы решаем уже сейчас. В школе создан совершенно новый кабинет технологии для начальных классов, продолжает обучение в области ФГОС уже второе поколение учителей, меняется отношение к учебному процессу не только учителей начальной школы, но и всего коллектива. Учителя-пилотники  у нас не оставались обособленными, они  обсуждали возникающие проблемы коллегиально, в пилотном проекте с самого начала принимали участие  учителя-предметники и психологи. Поиски новых форм работы, нового подхода к учебному процессу, формирование целей учителя  как на уроке, так и во внеурочное время,  мы вместе думаем над тем, как сохранить лучшее, что найдено за это время, как наши дети перейдут в среднюю и старшую школу,  все это и есть  наши перспективы. Татьяна ВОРОБЬЕВА, директор прогимназии №1768:- Мне кажется,  мы наконец-то стали понимать, что ребенок, который к нам пришел, все-таки еще дошкольник, кроме того, появилась технология работы учителя (ФГОС), она есть в учебниках,   созданы условия для ее реализации, то есть это не просто слова, пропаганда руководителей, это реальность, созданы методики, есть курсы переподготовки учителей.Все мы знаем, что первые месяцы в школе ребенок проживает очень эмоционально,  в условиях нового стандарта очень интересным стал адаптационный период, совершенно изменилось отношение родителей, в целом надо сказать, что школа получила удачный стандарт, он сразу «лег» на то, что происходит в школе. Я получила подтверждение правильности пути, по которому двигалась прогимназия, поэтому  стандарт не был нам чужд, мы восприняли его как продолжение наработок, которые уже были в школе. Кроме того, новый стандарт очень технологичен, за определенными решениями пришли не только деньги, но пришло и оборудование, хорошее оборудование, которое позволяет организовывать деятельность детей на уроке. Это конструкторы, игры, интереснейшие книжки, новый комплект учебников, который приходит под ФГОС, – все это поддерживает технологию нового стандарта, что самое главное. В целом все это поменяло детскую жизнь внутри  школы, она стала насыщенной, интересной и для ребенка, и для родителя. Так быстро меняется время, сегодня родитель может спокойно посмотреть в электронном журнале тему урока, ход урока, может увидеть видеофильмы, которые делает его ребенок! Родители очень активно участвуют во всех детских проектах,  перед днем открытых дверей в сентябре  мы обсуждали, что же мы им покажем, ведь большую часть они уже видели.  Конечно, родители не сразу  восприняли новую систему обучения, с ними нужно работать, это естественно. Ведь в основном родители видят по телевизору и слышат дебаты о стандартах для средней и старшей школы, а не для начальной.  Но и в этом случае я говорю: «Люди, оглянитесь, если бы вводились стандарты двадцать-тридцать лет назад, с нами никто бы даже и не разговаривал, а сегодня мы пишем письма президенту, что-то меняем, обсуждаем. И самое интересное – нас слышат!»В апреле-мае мы готовили родителей к тому, что будет вводиться новый стандарт, объясняли, как мы будем работать. В прошлом году мы снимали учебный фильм с помощью окружного управления образования, он нам очень помог. Сегодня в школе работает сайт, родители приходят на собрания. Конечно, немного настороженно они  поначалу восприняли  стандарт, ведь он не соответствует их личному опыту, особенно у бабушек и  дедушек. Но я не вижу отторжения, я вижу понимание и участие, мы работаем вместе. Понимаете, если учитель доволен, если ребенок бежит в школу с удовольствием, ему там рады, то это значит, что стандарт пошел нормально. Трудности были, конечно. Когда стандарт появился, то было понятно, что надо вводить курсы по подготовке учителей, и курсовая подготовка была проведена хорошо, по-настоящему хорошо. Педагоги научились работать в группе, влились в профессиональное сообщество, что очень важно. Мы привыкли говорить, что есть профессиональное сообщество, но оно есть в школе, а шире? Для того чтобы оно появилось вовне (в районе, округе, городе), нужен Интернет. Сегодня наполнение сети настолько богато, что педагоги могут общаться, обмениваться идеями, обсуждать ход урока, все в открытом доступе, приходите и смотрите. Перейти к этой форме работы было непросто, нужно было создать свое информационное пространство, научиться в нем работать мне самой, подключить туда своих учителей, взять опыт других, подключить родителей к информационному пространству школы. Да, было непросто, но теперь это норма жизни. Учителя, которые прошли подготовку на курсах, стандарт воспринимают легко, с интересом,  с азартом. Это им интересно, профессионально интересно. Правильно организованный деятельностный подход как раз включает ребенка в деятельность,  когда учитель думает не о том, что он будет говорить, а что у него ребенок будет делать на уроке. Не слушать и писать, а делать, исследовать! Спрашивать, узнавать, ошибаться, радоваться! Разве это может не нравиться ребенку? У нас есть съемки замечательного фильма, несколько дней назад был урок по математике:  «Давайте узнаем  размер нашего класса в мячиках,  книжках,  мишках!» Помните мультфильм «Тридцать восемь попугаев»?  Дети сами пришли к идее изобрести какой-то общий для всех размер, это было их маленькое открытие. Когда горят глаза, когда весело, разве это может не нравиться? Да, это трудоемко, поэтому одна из проблем введения стандарта – нехватка времени и усталость учителя. Потому  мы меняем форму, давно находимся в предметном поле обучения, каждый  учитель ведет свой предмет,  но при этом никак не умаляется значение классного руководителя, у ребенка не происходит нивелирования его роли. Мы к этому привыкли, хотя это нетипично для младшей школы, которая привыкла к тому, что один учитель ведет все, кроме физкультуры и английского. Роль психологической службы,  безусловно, важна при введении нового стандарта, у нас в школе три очень хороших психолога. Но с началом работы по стандарту в школу пришло огромное количество  опросников, которые должны были заполнять дети и учителя и которые, как мне кажется, не очень и нужны. Видите ли, в первый адаптационный период с детьми работают логопеды, психологи, социальный педагог, они все помогают работать учителю.  Логопед, например, за первую неделю услышал каждого ребенка, он не успел еще скрининг провести, но болевые точки увидел. Так же и психолог. Обычно тесты проводят в конце адаптационного периода, когда ребенок привык к школе, с приглашением родителей, ведь наша цель – индивидуальная работа с каждым ребенком.  Мы наблюдаем ребенка в развитии, это крайне важно, и стандарт дает более продуманную линию для работы психолога и логопеда, не скрининговую, а через педагогическое наблюдение за развитием ребенка. Есть ли успехи в период введения нового стандарта?  А мы о чьем успехе говорим? Детском? Учительском? Если о детях, то да, поколение детей меняется. Я  биолог, для меня структура детской популяции меняется, это очевидно, это показали еще лет десять-пятнадцать назад наши и европейские психологи. Во-первых, они чуть более ювенильны, детство для них продолжается чуть дольше, чем это было для нас с вами. Книжки по детской и возрастной психологии, по которым мы учились, сегодня не работают, например, по исследовательским данным Европы, дети сейчас начинают позже говорить. Прежняя норма – полтора года для девочек и два для мальчиков, сейчас она сместилась –  два года для девочек и почти три года для мальчиков. Это серьезно, представьте, в три года он начал говорить, а в шесть с половиной-семь пошел в школу. Поэтому понятие удачи-неудачи относительно, дети стали другими. Дети меняются, они стали более открытыми, легко общаются со взрослыми, не боятся высказывать собственное мнение. Вообще они мне иногда напоминают маленьких инопланетян, ведь родились уже в информационном мире, живут рядом с мобильными телефонами, Интернетом,  айфонами, со спутниковой космической связью. А мы все в этот мир интродуцированы, как говорит Исаак Калина. Смешно, конечно, когда мой пятиклассник поправляет мне рухнувшую страницу  ВКонтакте, но зато у меня жизненный опыт больше, мне есть чем поделиться. Двадцать лет назад, когда в школах ввели ставки социальных педагогов, логопедов, психологов, у нас, например, сложился очень удачный тандем в школе. Мы стали более внимательны, стали выявлять такие формы детских заболеваний и изменений, на которые раньше не обращали внимания. Много лет назад, когда ребенок был неудачен в начальной школе, мы говорили – он ленив, невнимателен, давайте ему дополнительные занятия, а  он просто гиперактивен, это корректируется, с таким ребенком работают специалисты. Или логопедия – раньше пропуск буквы или ее повторение не считалось дефектом, а сейчас с этим успешно работают и преодолевают. Сейчас у нас есть программа по развитию внимания у ребенка, наши учителя по ней работают, то есть некоторые вопросы коррекционной педагогики вошли в жизнь через присутствие специалистов в школе. Мне кажется, что сейчас наступает очень важное время – время   спокойной, интересной работы. Когда рождаются новые идеи, они обсуждаются, вокруг стандарта консолидируется коллектив. Мы уже поняли, какова структура внеурочной деятельности у нас в школе, и я говорю иногда – ребята, это коммунизм. Никто не снял ни одного кружка, и плюс еще технологическая поддержка, это здорово. У нас идет период осмысления и отбора лучшего – лучших технологий, лучших уроков, минимизации ошибок. Нам интересно. Тамара МАХМУТОВА, директор ЦО №465:- Я считаю, что новый стандарт сочетает в себе классическое образование, мотивацию и деятельностный подход. Но что этот стандарт дает ребенку, родителям и учителю? Ребенку – мощное опережающее развитие, возможность не просто развиваться, а реально проживать полученные знания в деятельности, осмысливать эту деятельность, научиться что-то делать своими руками,  все это позволяет ФГОС. К тому же в новых условиях мы можем оценивать не табель с оценками, а личностный рост ребенка, это я наблюдаю с началом пилотного проекта, приходя на уроки в начальную школу. Все это помогает ребенку двигаться дальше в своем индивидуальном развитии, не чувствовать себя слабым, находиться в ситуации успеха, что очень важно! Родителям стандарт дает возможность выбрать разные направления внеурочной деятельности и заниматься ею в одном пространстве, то есть в стенах школы. При проведении опросов я слышала множество положительных отзывов – ребенок ходил заниматься в какой-то кружок, это довольно далеко и неудобно по времени, а теперь может делать это после уроков, и родители спокойны, а это, согласитесь, немаловажно в условиях жизни в мегаполисе. Учителю, мне кажется, стало работать сложнее, потому что  он отказался с введением стандарта от традиционных методов преподавания, от роли наставника, ментора,  стал помощником. Учителю нужно, конечно, повышать свою компетентность, совершенно по-другому готовиться к уроку,  доска и мел  уже не классика, современный урок это намного шире. Конечно, все в этой ситуации (введение стандарта) зависит от учителя. В нашей школе момент пилотного освоения нового стандарта пришелся на очень хороший момент – первые классы набирали опытные, высококвалифицированные учителя, люди с определенной гражданской позицией, не побоявшиеся взять на себя ответственность за эксперимент. Это учителя с четким пониманием реалий XXI века, того, как изменился мир, чего он потребует от подрастающих детей, каких знаний, умений и навыков. Было трудно, но вместе с нами работали окружной методический центр,  окружное управление образования, мы постоянно чувствовали колоссальную  поддержку и помощь. Сейчас мы уже идем по испытанному пути, это немного легче. Учителя, набравшие  сейчас первые  классы, являются в какой-то степени стажерами наших первопроходцев, есть у кого спросить, у кого учиться. Я рада, что родители нас поддержали и поверили нам, что, безусловно, крайне важно. Мы им объясняли, что в процессе обучения слово «сам» будет постоянно присутствовать, что активность ребенка будет направлена в творческое русло, что в стандарте все направлено на развитие самостоятельного мышления и творческого начала. Ребенок будет не просто слушать учителя, а проживать ситуации, решать вместе с педагогом и товарищами поставленные задачи, учиться искать самостоятельно ответы на вопросы, делать открытия – что может быть интереснее? В центре урока – личность ребенка, результат, полученный им в действии, в процессе получения новых знаний и навыков. Да, это непривычно, это требует понимания и некоторой перестройки  родительского мышления. Я думаю, что стандарт даст положительные результаты в школах, если везде будут созданы условия его реализации в плане технического обеспечения и финансирования. Конечно, должен быть компьютер на столе у каждого ребенка, каждый класс должен быть оборудован  для ведения урока в соответствии с требованиями стандарта, а также для внеурочной деятельности. Да, это стоит дорого, но  мы получили оборудование для нашей школы и  можем это оценить. Но мы видим и результаты. Я сегодня была на уроке чтения во втором классе,  получила колоссальное удовольствие! Замечательно было  видеть, как дети владеют компьютером, как отвечают на вопросы,  понимают прочитанное. Без сомнения, детям нравится учиться в новых условиях – глаза горят, руки и голова заняты делом, ребенок постоянно включен в творческую деятельность, в школу идет с удовольствием, и это прекрасно.  Наталья  РЯБКОВА, директор Центра образования №2030:- Родители приняли новую систему обучения. Конечно, надо было объяснить, в чем отличие, в чем преимущество нового стандарта. Ведь в начальной школе ребенок активно осваивает окружающий мир через деятельность,  этот деятельностный подход стал основным в процессе обучения,  мы приглашали родителей на уроки, они видели результаты работы своих детей и наших педагогов. Уроки были непривычными, например, ребенок до конца и не понимал, что у него математика, он выполнял интереснейшие математические задания, организованные через игровую деятельность. Мы  с 2007 года вошли в проект «Школа будущего», поэтому  наши учителя изначально нацелены на профессиональный рост, на обучение и самосовершенствование, так что  переход к новому стандарту для начальной школы не был стрессом. Многие элементы нового стандарта (метапредметные, междисциплинарные компоненты) мы уже использовали в своей деятельности, только теперь это стало нормой. Конечно, новые педагоги, пришедшие в наш коллектив, постепенно осваивали новые технологии, которые позволяют внедрить новый стандарт в начальной школе. Надо сказать, что учителя нашей школы №2030 оказались в выигрышной ситуации, так как с самого начала в ней была создана открытая образовательная среда. Перенести часть урока в рекреацию  не проблема, пространство в школе организовано гармонично, окружающий мир можно изучать не только в учебных кабинетах, особенно предметы естественно-научного цикла.По нашим детям положительные результаты введения нового стандарта очень заметны – дети незакомплексованны, раскованны. Судя по тому, что говорят родители (уже прошли первые родительские собрания), произошел важный перелом – ребенок волновался перед началом учебного года, а теперь он с удовольствием ходит в школу, ему совсем не страшно. Ведь у первоклассников почти всегда этот страх присутствует, школа отличается от детского сада, но с введением обучения по новому стандарту мы видим, что этот страх довольно легко снимается. Ребенок, играя, познает мир в детском саду или дома, и элемент игры не уходит в школе, новый стандарт позволяет обучать, дает навыки и знания, не прекращая игрового процесса. Основная цель – создание комфортной среды для детей, ребенок не должен бояться учителя, он должен с удовольствием идти в школу, не стесняться задавать вопросы. На первом этапе мы оцениваем активность ребенка, пробуждение интереса к учебе, его желание находиться в школе, общаться с учителем и со сверстниками, в условиях нового стандарта мы можем влиять на это очень активно.Мне кажется,  назад пути уже не будет, и та парадигма, которая заложена в стандартах второго поколения начальной и средней школы, также будет реализована в стандарте старшей школы. Тот задел, который сделан для детей в условиях обучения по новому стандарту в начальной школе, не может пропасть впустую, с этими детьми уже нельзя работать по-старому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте