О едином государственном экзамене в Нижегородской области заговорили сразу же после объявления реформы образования. Однако участником эксперимента по проведению ЕГЭ область не стала. Нижегородские педагоги, в том числе и чиновники городского и областного уровня, ставили под сомнение готовность российской системы образования к тестированию. Аргументов было несколько. Во-первых, будут ли задания тестов соответствовать требованиям школьной программы. Во-вторых, техническое обеспечение проведения самого тестирования (при нынешнем бедственном материальном положении налицо дополнительные финансовые затраты, причем в масштабах всей страны – немалые). В-третьих, низкий уровень психологической готовности детей к тестированию.
Но было бы неправдой сказать, что нижегородцы незнакомы с системой тестирования. Четвертый год, например, в Нижегородском государственном техническом университете зачисление почти 50 процентов абитуриентов проводится по итогам централизованного московского тестирования. Тесты, разработанные в Центре тестирования Министерства образования РФ, присылают из Москвы, а после их заполнения отправляют обратно, где их и обрабатывают. Результаты же приходят в Нижний Новгород уже зафиксированные в сертификате, который и подается в приемную комиссию. По тому же принципу действуют и в других нижегородских вузах, например архитектурно-строительном, лингвистическом университетах. В Волго-Вятской академии государственной службы тестирования не проводят, но с таким сертификатом принимают студентов на платной основе.
В вузах, где такая схема приема достаточно отлажена, говорят, что ничего сложного в этом нет, и если единый государственный экзамен все-таки станет реальностью, то они к этому готовы. Однако сотрудники приемных комиссий отмечают: на тестирование в вузах соглашаются больше школьники, нежели выпускники техникумов. Последние не хотят оставаться наедине с бумажным листом, то бишь тестом. Связано это с тем, что школьную программу, по которой даются тесты, они уже успели подзабыть за время учебы в ссузе. И хотя в вузах дают возможность вспомнить школьные знания по той же физике или математике на краткосрочных подготовительных курсах, выпускники техникумов предпочитают на вступительных экзаменах живое общение с преподавателями.
Это заставляет задуматься еще и потому, что многие преподаватели, в том числе и ссузов, настроены весьма осторожно. “Рациональное зерно в ЕГЭ, конечно, есть. Но только в том случае, если все будет честно и в рамках школьной программы, не рассчитанной на элитарные классы”, – поясняет Наталья Торина, преподаватель русского языка и литературы нижегородского автотранспортного техникума. “Пока это в стадии эксперимента, мы в нем не участвуем, а судить – хорошо это или плохо – можно, лишь когда испытаешь на себе”, – говорят студенты.
В экономическом техникуме к введению ЕГЭ относятся спокойнее. Директор Геннадий Данилин, побывавший в Москве на совещании, где обсуждался и этот вопрос, говорит, что в столице опыт ЕГЭ за два “экспериментальных” года оценивается положительно. Поэтому техникум готов принять такую схему набора студентов, если она выйдет за рамки эксперимента.
Оптимистично настроены к ЕГЭ в масштабе России и в нижегородском медицинском училище N3. По мнению директора НМУ Владимира Григорьева, он поможет в приеме, “учитывая демографическое состояние, которое коснулось и учреждений среднего профессионального образования, когда мы будем и уже начали испытывать голод в абитуриентах”. В 2002 году даже здесь, в единственном из семи медучилищ Нижегородской области, где готовят медицинских работников среднего звена по восьми специальностям, пришлось объявлять дополнительный набор, чего прежде никогда не было. Отчасти спасают ситуацию профильные классы в школах Нижнего Новгорода. Медицинские классы в нескольких школах при содействии НМУ N3 были созданы для того, чтобы дети выбирали профессию более целенаправленно и были готовы к тому, что им предстоит в медицинском училище. А в школе N31 даже раза два применяли систему, подобную ЕГЭ, – зачисляли бывших учащихся медицинского класса по результатам единого выпускного в школе и вступительного в НМУ экзамена. “Эти ребята и учатся хорошо, нет отсева за неуспеваемость, – констатирует Владимир Михайлович, – и занимаются они с большим желанием, если сравнивать с обычно поступившими”. Того же мнения придерживаются и преподаватели. С другой стороны, необходимо упомянуть, что в некоторых ссузах медицинского и педагогического профиля города и области склонны расширить использование собеседования. Такая форма вступительного испытания, говорят педагоги, позволяет полнее раскрыть, узнать абитуриента не только как учащегося, но и как личность. Вероятно, это противоречит механизму проведения ЕГЭ, хотя сами педагоги и не против экзамена.
Если учесть, что введение ЕГЭ предполагает поступление в учебные заведения абитуриентов из различных регионов России, то на повестку дня встает еще один важный вопрос – жилье. Эта проблема может стать одной из существенных преград для поступающих в те же техникумы и колледжи. Большинство ссузов не имеет общежитий, и уже сейчас существуют прецеденты, когда студенты забирают документы лишь из-за того, что не в состоянии оплатить свое проживание в другом городе.
На мой вопрос о едином государственном экзамене министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов ответил так: “Сама идея ЕГЭ хорошая, она ведет к выравниванию качества образования, и в этом случае мы ее поддерживаем. Но в настоящее время ее нельзя реализовать по одной простой причине – сегодня нет равного качества образования. Если единый экзамен, значит, и оценка в любой школе должна быть равной по качеству. Например, пятерка по математике в физико-математическом лицее Нижнего Новгорода должна быть такой же пятеркой в школе рабочего поселка Варнавино, любого другого села. Но даже в Нижнем Новгороде в разных школах – оценки разные. Поэтому для того, чтобы выйти на ЕГЭ, надо уравнять качество образования”.
Ирина МАЛИНИНА
Нижний Новгород
Комментарии