search
main
0

Наедине с министром

Кто станет победителем конкурса, во многом решал третий тур конкурса, который прошел в форме дискуссии с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым на тему профессионального стандарта учителя. На этой встрече Андрей Сиденко был активным, серьезным, его высказывания находили отклик у министра.

Почему современному учителю не хватает свободы?Андрей Сиденко:- Педагог – профессия творческая. Творчество всегда идет рука об руку со свободой. На мой взгляд, свобода должна быть от тех ненужных отчетов, которых сейчас много, которые выходят за рамки образовательного процесса. В то же время свобода должна быть для того, чтобы мы могли планировать свой урок, заниматься проектами, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Поэтому свободу нужно рассматривать так.Дмитрий Ливанов:- Безусловно, педагог – творческая профессия. А творчество немыслимо без внутренней свободы человека. Поэтому избавление от бессмысленного, тотального контроля, от мелочной регламентации, от того огромного количества инструкций, квалификационных характеристик – задача, которую нам надо решить для того, чтобы у учителя появилось пространство для расширения педагогической деятельности. Это основная задача и профессионального стандарта педагога и в целом нашей образовательной политики.Новый стандарт профессиональной деятельности педагога поможет реализации свободы для каких-то проектов, возможностей самого учителя или еще больше закрепостит его? Андрей Сиденко:- Я думаю, новый профессиональный стандарт педагога дает свободу уже потому, что в него можно добавлять какие-то компоненты на региональном уровне в том случае, если речь пойдет о многонациональном регионе или, наоборот, о мононациональном. Уверен, что также можно будет добавлять какие-то элементы и на школьном уровне, чтобы мы не уходили от тех образовательных учреждений, которые ведут образовательную деятельность по своим программам и тем самым показывают свой уникальный опыт. Такой стандарт, на мой взгляд, подскажет именно такой простой и понятный ответ на вопросы, что нужно сделать и как это нужно сделать.Дмитрий Ливанов:- Новый профессиональный стандарт деятельности педагога определяет степень свободы творчества учителя и устанавливает ориентиры для его профессионального развития и совершенствования, а с другой стороны, закрепляет те ожидания, которые общество в целом, ученики, семьи связывают с работой учителя. Баланс между первым и вторым было очень сложно определить, найти, зафиксировать, но мне кажется, что группе разработчиков во главе с директором Центра образования №109, председателем Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгением Ямбургом это удалось сделать, что стало уникальной ценностью документа. Это очень важно, и я не могу не поддержать мнение Андрея Сиденко, что стандарт допускает учет многообразной педагогической практики, в которой работают наши учителя, потому что требования к учителю в огромном мегаполисе и в маленьком селе или деревне разные, требования к учителю в монокультурном обществе одни, в поликультурном – другие. Учет всего этого многообразия, мне кажется, очень важной особенностью этого стандарта.Можно ли полностью соответствовать тому, что написано в этом стандарте? Андрей Сиденко: – Стандарт, конечно, выполним, в первую очередь это произойдет тогда, когда учитель поймет, что он действительно работает. Как только это произойдет, я думаю, все будет замечательно в плане внедрения этого стандарта. Многие нынче путают слово «стандарт» с некими определенными границами, за которые нельзя выходить. В данном случае, по моему мнению, стандарт определяет лишь минимум, который должен быть у учителя, минимум тех навыков, которыми он должен владеть, максимума никто не определяет. Поэтому учитель тут свободен и может работать так, как ему хочется.Дмитрий Ливанов:- Я и мои коллеги исходят из того, что нельзя требовать от учителя того, чему его не учили, того, что он не знает. Поэтому, во-первых, очень важно, чтобы этот стандарт задал новую систему ориентиров для высшего педагогического образования, для профессионального образования, системы переподготовки учителей. Нам необходимо включать новые компоненты, новые элементы и в стандарт подготовки педагогов, и в различные программы повышения квалификации. Во-вторых, очень важно, чтобы стандарт профессиональной педагогической деятельности вводился постепенно, поэтапно, по мере того как будет возрастать готовность к его широкому применению. Поэтому на первом этапе мы приглашаем к участию в этой работе по апробации стандарта тех, кто к этому уже готов, – школы, муниципалитеты, регионы, педагогические вузы, тех, кто хочет добровольно применять этот новый документ, испытывать его, смотреть, как он работает на практике. Только после этого можно будет сказать, что мы будем применять его в общем порядке. Каким должно быть педагогическое образование, что в нем нужно изменить кардинально?Андрей Сиденко:- Существует такая проблема: выпускники педагогических вузов зачастую выбирают другую специальность. Поэтому, думаю, было бы интересным попробовать внедрить своеобразную педагогическую интернатуру. Она сейчас уже реализуется в виде педагогических практик, но в этом случае получится так, что выпускник педвуза уже будет погружен в обучающую, в образовательную среду, поймет, как работать, что нужно делать, тогда ему писать диплом будет намного легче. Мне кажется, сейчас этого компонента не хватает.Дмитрий Ливанов:- Я бы выделил три основных направления для изменения в профессиональном педагогическом образовании, хотя, конечно, этот перечень и неполный. Нам нужно готовить учителей к работе в нестандартных условиях, к решению нестандартных, необычных педагогических задач. У нас сейчас такое время, что трудно спрогнозировать, каких детей учитель увидит перед собой, входя в класс первого сентября, будет ли в их глазах интерес, мотивация учиться, будут ли они все владеть русским языком как родным, будут ли у них какие-то потенциальные отклонения в поведении. Будет ли все это или нет, неизвестно, но к этому нужно быть готовыми. Второе, что мне кажется очень важным, это усиление практической направленности высшего педагогического образования. Условно говоря, выпускники педагогических вузов и колледжей не должны бояться детей. Они должны уметь работать с детьми, уметь удерживать внимание детей, а это достигается только практикой, поэтому объемы и масштабы педагогической практики должны быть радикально увеличены. Наконец, третье: когда я знакомился с биографиями пятерки финалистов конкурса «Учитель года», то обратил внимание на то, что все они выпускники классических университетов, а не педагогических. Очень важно сделать так, чтобы новая система профессионального образования обеспечивала множественность входов в педагогическую профессию, чтобы выпускники и классических, и педагогических университетов имели равные шансы стать учителями, чтобы эта множественность была нами обеспечена для самых талантливых, самых мотивированных выпускников наших учебных заведений.Чем должен руководствоваться директор школы, когда к нему приходит устраиваться на работу молодой учитель, окончивший педвуз, – стандартом педагога или чем-то другим?Андрей Сиденко:- Есть очень много инструментов, чтобы выявить какие-то определенные компетенции будущего учителя. Можно использовать тестирование в случае, если это необходимо, когда приходит в школу выпускник вуза, но не педагогического, если у директора при личном общении возникают какие-то сомнения. Можно проводить тестирование, например, на ИКТ-компетентность, это прописано в стандарте. В нем, кстати, есть множество и различных общепедагогических параметров, и общепредметных. Но, на мой взгляд, все-таки возможно готовить выпускников разных вузов к работе в школе, это все, как и тестирование, могло бы быть заложено уже в интернатуре. Подготовку и тестирование можно было бы сделать на базе вуза и вместе с вузом. Сейчас при аттестации есть портфолио, почему бы не сделать некое подобие портфолио – карточку, получив которую можно было бы прийти в школу. Наличие этой карточки подтвердило бы соответствие человека стандарту в рамках требующихся компетенций. Дмитрий Ливанов:- Если бы я был директором школы и ко мне приходили устраиваться на работу молодые люди, то для меня самым важным было бы все-таки наличие интереса и уважения к профессии учителя, мотивация к работе с детьми, любви к детям, желания меняться, узнавать новое и учиться, потому что учитель, как мне кажется, учится на каждом уроке, как и его ученики. В чем состоит счастье учителя и можно ли его измерить?Андрей Сиденко: – Счастье любого учителя – когда на его урок спешат, по-настоящему спешат, боятся опоздать не потому, что учитель строгий, а потому, что боятся пропустить что-то интересное, значимое для себя. Счастье учителя – когда ученики не выходят из класса, остаются и задают все больше и больше вопросов не потому, что хотят пропустить следующий урок, а потому что хотят остаться тут и послушать именно этого учителя. Счастье учителя – когда его ученики побеждают на олимпиадах, это уже качественный показать, но, я думаю, это и то внутреннее состояние педагога, которое реализуется, показатель его работы. Счастье учителя – когда благодарные родители подходят к нему и просто говорят «спасибо».Дмитрий Ливанов:- Мне кажется, что очень важное ощущение счастья возникает тогда, когда ученик и учитель забывают, что они учитель и ученик, что они играют определенные роли в этой жизни, а испытывают чувства взаимного уважения и взаимного доверия друг к другу. Мне кажется очень важным момент такого человеческого взаимопонимания, человеческой общности и для учителя, и для учеников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте