search
main
0

Надзор. Но не полицейский

13 марта 2004 года распоряжением Правительства РФ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки назначен Болотов Виктор Александрович, бывший первый заместитель ликвидированного Министерства образования РФ. В том, что именно Виктору Болотову предложили возглавить новую структуру в федеральной триаде: министерство – агентство – служба, нет ничего неожиданного.

Его карьера руководителя федерального уровня началась в 90-м году, когда он стал начальником Главного управления образования МО РФ, дойдя до должности первого заместителя министра. Математик по образованию, в прошлом преподаватель Красноярского госуниверситета, ныне доктор педагогических наук, он сразу вошел в число сторонников демократических преобразований в педагогике, остался в когорте инноваторов и реформаторов. Вероятно, его особая роль в организации и проведении эксперимента по ЕГЭ не осталась не замеченной в высших эшелонах власти.

– Виктор Александрович, прежде всего поздравляем вас, и первый наш вопрос – чем будет заниматься и за что отвечать ваше ведомство?

– Спасибо. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вытекают из самого названия.

– Конкретизируйте, пожалуйста, их.

– Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, где прописаны главные направления деятельности. Среди них – обеспечение контроля за реализацией законодательства Российской Федерации в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников. Мы будем заниматься лицензированием, аттестацией и государственной аккредитацией образовательных учреждений и осуществлять контроль за проведением подобных процедур в субъектах Федерации. Сюда же входит все то, что относится к единому государственному экзамену. Планируется также, что новая Федеральная служба займется решением вопросов, связанных с подтверждением, признанием и эквивалентных документов об образовании, и документов, подтверждающих наличие ученых степеней и званий. Ведомство будет в настоящей момент отвечать и за работу ВАКа.

– Вы перечислили функционал, в большей мере связанный с образованием. А что значит надзор и контроль в сфере науки?

– Позиции по этому вопросу сейчас уточняются, но скорее всего это будет не нашей прерогативой, поскольку функции аккредитации научных учреждений в бывшем Министерстве промышленности, науки и технологий РФ признаны как избыточные.

– Судя по всему, ваша служба является самостоятельной и независимой структурой. Как будут складываться взаимоотношения с Министерством образования и науки, с новым агентством? Если вы обязаны следить за тем, как реализуется стратегия развития отрасли, а агентство ее практически воплощает в жизнь, то получается, что службе, по сути, и подчинены две другие структуры. А в иерархии – вы на втором месте. Так кто же самый главный?

На самом деле и служба, и агентство входят в состав МОН, но имеют юридическую самостоятельность и свой функционал. Разумеется, все три структуры тесно связаны и, по существу, решают в глобальном масштабе одну важнейшую задачу – обеспечивают качественное функционирование системы образования и развития науки. В данном случае ставить вопрос о том, кто главный, неправомерно, хотя понятно, что ведущая роль все-таки остается за МОН. Каждый отвечает за свой конкретный функционал, утверждаемый Правительством РФ.

– Виктор Александрович, вас не смущает само слово «надзор» применительно к образованию и науке. В российской истории был период, когда в начале XIX века так называемый полицейский надзор – гласный и негласный – практиковался в борьбе с освободительным движением. Вольно и невольно одолевают по этому поводу грустные аналогии…

– Здесь могут быть и другие аналогии. Прокурорский надзор, судебный надзор. Но если обратиться к толкованию «надзора» в энциклопедических словарях, мы увидим, что надзор является одной из форм деятельности различных органов по обеспечению законности. В нашем случае речь идет о контроле за соблюдением образовательного законодательства, нам предстоит кропотливая работа с обращениями граждан в тех случаях, когда нарушаются их законные права в сфере образования.

– Вы хотите сказать, что Федеральная служба будет отстаивать права всех участников образовательного процесса и надзор не станет антиподом понятий «демократия», «свобода», «гражданское общество»?

– Если родители пишут нам о том, что их ребенка не берут в старшую школу, не принимают в первый класс, что в последние годы становится повсеместным явлением, кто, кроме нас, должен навести здесь порядок? Если негосударственному образовательному учреждению без всяких на то оснований отказывают в аккредитации, лицензировании, кто поможет им решить эту проблему? Если нарушается процедура присвоения ученой степени, а диссертационный совет вводит свои правила «игры», какой орган власти может изменить ситуацию? Решение этих и многих других вопросов по сути своей и есть демократические процедуры, ибо они обеспечивают законность действий власти и отстаивают права граждан на получение качественного, доступного и эффективного образования. Ведь бывает свобода… от и свобода… для. Свобода для развития образовательной системы, для обеспечения интересов участников этого процесса и есть наша задача.

– Не кажется ли вам, что при таком подходе, когда одна, скажем, целостная образовательная проблема раскладывается по кусочкам и передается по трем сусекам – министерство, служба, агентство – могут возникнуть противоречия и новые административные преграды?

– Такая опасность существует, поэтому здесь необходимо вводить матричную схему управления, не линейную, при которой, как у Райкина, один отвечает за пуговицы, другой – за рукава, а за костюм в целом – никто. Нужно создавать коллегиальные структуры, работать в партнерском режиме.

– Расскажите, пожалуйста, о структуре, численности вашего ведомства, где вы будете располагаться, когда официально начнете «новую жизнь».

– Все это окончательно определится после утверждения правительством положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Дата – 20 апреля. В мае мы стартуем официально, хотя и сейчас работа не прекращается. Особенно по ЕГЭ, что понятно – остановить начатое крупномасштабное дело нельзя и невозможно. Планируется четыре управления: по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; по надзору соблюдения законодательства в области образования; контроля качества образования; по вопросам аттестации научных, научно-педагогических кадров. Где будем обитать? Скорее всего в зданиях бывшего Минобразования на Шаболовке и на Садовой-Сухаревской.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте