Когда директора и педагоги школ Новгородской области собрались на «круглый стол» с целью обсуждения инициативы «Наша новая школа», сразу же выяснилось, что есть темы, на которые хотелось бы поговорить всем, и темы, не вызвавшие массового желания прокомментировать или поспорить. К разряду последних, увы, относится ключевое направление развития общего образования, заявленное в «Нашей новой школе» под номером один: обновление образовательных стандартов. Педагоги-практики считают плюсом смещение приоритетов в сторону компетентностного подхода, но думают, что новые образовательные стандарты сложны, требуют определенной доработки и дополнительных разъяснений. По поводу остальных четырех ключевых направлений инициативы учителя высказали четко определенные и при этом иногда противоположные мнения…
Валентина БАРЫШЕВА, директор школы №7, город Боровичи:
– Меня заинтересовало второе направление инициативы – поощрение одаренных детей. Сеть школ-интернатов для талантливой молодежи создавать нужно, но если меня как маму спросят, отправила бы я свою дочь, медалистку, из Боровичей в интернат для одаренных детей даже в Великий Новгород, я бы не согласилась! Может быть, это наш русский менталитет срабатывает – ведь в европейских странах принято отдавать детей в колледжи. Для большинства российских мам это будет, я считаю, неприемлемо. Но есть другие выходы – дистанционное обучение, сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Если, предположим, у нас в городе в одной школе сильный химик, из другой школы дети могут приходить к нему заниматься.
Ольга СЕРГЕЕВА, директор школы №4, Великий Новгород:
– А я думаю, возрождение школ-интернатов, заочных школ при крупных столичных университетах – это замечательно! У меня есть выпускница, окончившая такой интернат при МГУ еще в советское время: она считает, что ее приучили в этом учебном заведении системно заниматься, не тратить время впустую. Я думаю, для талантливых детей нужны и профильные смены в лагерях – столичных, не местных.
Виктор КОНДРАТЬЕВ, директор Бронницкой школы, деревня Бронницы, Новгородский район:
– Нужно создавать специализированные школы – хотя бы одну на область, в идеале одну на район. А пока надо в общеобразовательных школах выявлять таких детей и готовить их к дальнейшему обучению. Применять и сетевое взаимодействие, используя ресурсы отдельных школ. Можно при общеобразовательной школе открывать класс-филиал от какой-то гимназии как временный выход.
Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, деревня Ермолино, Новгородский район:
– Развивать нужно не только одаренных. А чтобы таланты воспитывать, нужны кадры и материально-техническая база. Нужны целевые программы на федеральном уровне. Новая система оплаты труда стимулирует педагогов, работающих с одаренными детьми, но только тогда, когда учитель уже добился результата, например, его воспитанник победил в олимпиаде.
Валентина Барышева:
– А олимпиады у нас начинаются с 8-го класса. В начальной школе стали проводить олимпиады, а 5-7-е классы упущены. При этом если организовывать во всех классах олимпиады – это будет затратно по финансам и задействованию преподавательских ресурсов.
Виктор КОНДРАТЬЕВ:
– Целевая федеральная программа поощрила бы в материальном плане и самих одаренных учеников. Некоторые из них самолюбивы, ждут оценки своего труда. Другой аспект этой темы – портфолио ребенка. Чтобы представить личность ученика, мы собираем материал для портфолио начиная с детского сада. Но у вузов нет единых требований к составлению портфолио. Может быть, делить ученические портфолио на разряды по принципу «белые воротнички – синие воротнички», как делается в Голландии, где направленность каждого ребенка приблизительно определена уже с начальной школы?!
Валентина БАРЫШЕВА:
– Я бы хотела перейти к третьему направлению инициативы – развитию учительского потенциала. В плане повышения квалификации учителей нам, районным школам, не приходится сейчас выбирать учреждение повышения квалификации; у нас нет возможности отправить своих педагогов на курсы дальше, чем в областной центр. Хотелось бы больше самостоятельности в выборе. Инициатива предлагает также привлекать в школы специалистов, имеющих базовое непедагогическое образование, я отношусь к этому с настороженностью, хотела бы послушать мнение коллег.
Ольга СЕРГЕЕВА:
– Более-менее успешно, по моему мнению, в школе будет работать только отставной военный: он знает, как общаться с молодежью – призывниками. Я не верю, что сейчас в школу массово пойдут люди, не имеющие педагогического образования. И дело даже не в оплате труда. Кто работает в школе, работает не за деньги. Вопрос в идее, а таковой идеи у того, кто получил инженерное образование, просто нет.
– Курсы повышения квалификации хотелось бы видеть не только теоретическими, но и практическими, с посещением лучших школ, в том числе других регионов, по тому направлению, по которому конкретный педагог хочет получить знания. А что касается второго вопроса, я знаю о таком случае! Инженер пришел в школу, получил курсовую переподготовку и успешно работает 25-30 лет. Второе, педагогическое, образование здесь, на мой взгляд, не нужно, если у человека есть высшее профессиональное образование. Если у него есть любовь к детям, он будет хорошим педагогом – у хорошего директора, под первоначальным руководством опытного коллеги.
Любовь ПАВЛОВА:
– В связи с высвобождением при экономическом кризисе людей на рынке труда в школу могут прийти информатики, юристы, экономисты, историки, правоведы, переводчики с иностранных языков. Они способны вести соответствующие школьные предметы на более высоком уровне. Чтобы провести для них курсовую переподготовку, нужны будут средства, так же как на повышение квалификации остальных учителей. Но есть выход – дистанционное обучение. Это менее затратно.
Татьяна БЫСТРОВА, преподаватель информатики Ермолинской школы:
– Учитель сам должен обладать гибким мышлением, способностью к переобучению – об этом говорит инициатива «Наша новая школа». Я, например, имела опыт прохождения дистанционного обучения дважды: учусь сейчас на кафедре информационных технологий при Новгородском региональном центре развития образования и начала учебу в Санкт-Петербургской академии психологии, предпринимательства и менеджмента «Школа практической психологии».
– Четвертое направление национальной инициативы можно кратко обозначить лозунгом «Нет – ветхой школе». Что можно добавить к описанию будущих новых школ России? Все прекрасно запланировано. Так обустроить наши, уже существующие школы, наверное, нельзя, я, например, мечтаю о школьных зонах отдыха, а у нас типовая постройка – рекреация, от нее кабинеты…
– Преобразовать наши школы, если они еще не пришли в ветхое состояние, было бы экономичнее. Но где взять на это средства? Инициатива предлагает конкурсный отбор предприятий по обслуживанию школ. Но какой может быть выбор у нас, на селе? Системе ЖКХ мы невыгодны, системе общепита тоже. Снова нужны целевые программы.
– Я сторонник того, чтобы школы обслуживали специализированные организации, которые от государства получали бы какие-то льготы, к которым можно было бы обратиться с претензией на качество проведенных работ. Это касается обслуживания школьных автобусов, ремонта зданий, переоборудования столовых. За границей так: директор ушел в отпуск, отдал ключи прорабу и осенью вернулся в отремонтированную школу. А у нас в отпуск директор не уходит – сам белит, красит. Детей мало, и новые школы массово строить вряд ли будут. Поэтому надо обустраивать старые.
– Пятое направление инициативы затрагивает давнюю школьную проблему: здоровье учеников, необходимость снижения учебной нагрузки. Мне кажется, нужно уменьшать наполняемость предметов и начинать индивидуализацию обучения раньше, чем в профильных девятых классах, – класса с седьмого. Хотя уменьшать объем уже сформулированного основного образования нельзя…
– И как провести заявленную в инициативе индивидуализацию обучения в условиях сельской школы, где по одному классу-комплекту в параллели? Занятия в вечернее время – опять перегрузка.
– Не хотелось бы рано разводить обучение по профилям вот почему. Я недавно разговаривала с нашим выпускником: он поступил в высшую школу милиции, а через полгода решил получать второе высшее образование и учиться на экономиста. Переобучаться должен уметь не только педагог, но и ученик. Поэтому объем знаний выпускникам нужен большой, но чтобы уменьшить нагрузку, нужно вспомнить о том, что мы несколько обошли сегодня стороной в разговоре, коллеги, – о новых образовательных стандартах. О компетентностных подходах в школьном образовании. И я предложу здесь такое решение. В школе, на мой взгляд, нужен надпредметный курс, который давал бы детям возможность использовать на любом предмете общие учебные умения и навыки. Решать, например, задачи – хоть по химии, хоть по математике. Овладев такой методикой, ребенок научится не запоминать лишний объем знаний, а добывать знания самостоятельно. Для этого нужна курсовая подготовка учителей и их психологическая готовность. На эту готовность менять прежние подходы, делать новые шаги в развитии школ нас и нацеливает инициатива «Наша новая школа».
«Круглый стол» подготовила и записала Светлана ПОТАПОВА
Новгородская область
Комментарии