Преподаватель-организатор ОБЖ Брянского техникума питания и торговли Александр ПЕТРОЧЕНКО учит своих студентов, как вести себя в тех или иных экстремальных ситуациях, быть подготовленными к ним, как выжить самому и помочь другим. Александр Дмитриевич убежден: навыки безопасного поведения нужны в любой профессии, а потому считает свой предмет одним из важных. В техникуме на занятиях по ОБЖ студенты 1-2‑х курсов более углубленно осваивают практические навыки.
Александр Петроченко родился в Почепе, затем семья переехала в Клетню, где он и окончил среднюю школу №1.
Его первой учительницей была Вера Захарова. Вера Киреевна всегда ходила в очках, и Саше ее было жалко.
Вспоминает, как в конце каждого предложения ставил такую жирную точку, чтобы она ее смогла разглядеть, а учительница за это его сильно ругала… После окончания школы Александр учился в профессиональном училище №4 поселка Клетня, где получил не только одну из специальностей, но и водительские права категории С. По словам Александра Дмитриевича, в педагогическую профессию, которая стала смыслом его жизни, он попал случайно. Однажды мастер производственного обучения Петр Петрин сказал, что направляет его поступать в Брянский пединститут имени И.Г.Петровского на индустриально-педагогический факультет.
– Мне сказали «надо», я поехал и поступил, – говорит Александр. – И большое спасибо тем учителям, которые нацелили меня получить высшее образование.
Вспоминает, как в студенческие годы они с однокурсниками из мастерских не вылезали, учились что-то делать своими руками. Будущий педагог был комсоргом группы, поддерживал дисциплину, находил с каждым общий язык.
– Он надежен, порядочен, всегда видел выход из любой ситуации, – говорит одна из его однокурсниц Татьяна Романова. – Он такой, что хоть сейчас с ним можно в разведку пойти!
Александр вспоминает, как «еще при советской власти», в начале учебного года их, первокурсников, отправили на картошку в Стародуб, но ему вдруг пришла телеграмма от родителей. В ней говорилось о пришедшей домой повестке в армию. Конечно, можно было взять справку в деканате о том, что является студентом, и не пойти. Но юноша посчитал, что настоящий учитель, прежде чем начать учить детей, должен закалиться и отдать Родине положенные два года.
В учебке в городе Острогожске Воронежской области поначалу было физически трудно, много нагрузок, а каждое воскресенье новобранцам приходилось преодолевать еще и по 10 километров.
– В Острогожске со мной служил мой друг и земляк Борис Гимотдинов из Почепа, – вспоминает Александр Петроченко. – Его направили в Афганистан, где он подорвался на мине. Когда я об этом узнал, это стало настоящим потрясением. В Почепе установлена стела, где золотыми буквами выбито имя моего погибшего товарища. Спустя время я со своей мамой ездил на встречу с его матерью. До сих пор помню ее радость, словно это я ее сын…
Дальнейшая служба Александра проходила в поселке городского типа Печенга в Мурманской области. Солдат попал в автомобильные войска, обучился водить МАЗ-537 – автомобиль, перевозящий военную технику. Два года службы далеко от дома, как считает Петроченко, делают из обычного пацана настоящего мужчину. Армия дает физическую и психологическую закалку, учит выносливости и правильному пониманию сути всего происходящего.
По словам Александра Дмитриевича, благодаря армии он посмотрел мир, увидел ни с чем не сравнимое по своей красоте северное сияние, Баренцево море. Побывал и на знаменитом полуострове Рыбачий, где в годы Великой Отечественной войны наши войска мужественно сражались за Мурманск.
Александр Петроченко убежден: армия сейчас другая, в ней созданы «бархатные» условия для солдат, которых отлично кормят, позволяют пользоваться целым рядом привилегий. В его время бойцов кормили в основном кашами, чаще всего перловкой. Долгое время потом он не мог переносить даже ее запах. В Мурманске Петроченко преуспевал в спорте и выступал за роту на соревнованиях. В программе были стрельба, бег на 3 км, подтягивание. Александр занимал только призовые места. Cейчас он тоже увлекается спортом, но пробежки делает только в выходные вместе со своей овчаркой по имени Волчок.
Домой со службы солдат вернулся на свой день рождения, 22 октября. И уже через два дня его поселили в общежитии вуза. Александр вспоминает, как на него, красивого и подтянутого, девушки смотрели с восхищением, а парни – с завистью.
Вернулся он снова на 1‑й курс и отучился 4 года. С друзьями вместе выполняли задания, отдыхали, пели под гитару. Наш герой от природы обладает красивым голосом, а потому часто выступал на сцене вуза. Сейчас, говорит, поет только дома, в кругу своей семьи.
Жена Светлана Александровна тоже педагог, работает в Брянском филиале Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, ведет математику. Александр Петроченко вспоминает, как начиналась их педагогическая деятельность. После окончания вуза супругов направили работать в среднюю школу в деревню Ширковку, что в 40 км от Клетни. Здесь обучались более ста учеников. Александра сразу назначили директором. Молодым педагогам дали домик с печным отоплением. Пришлось во все вникать: и детей учить, и дрова заготавливать, и огород сажать, и хозяйство вести.
В Брянском техникуме питания и торговли Александр Дмитриевич трудится четвертый год. Студенты в нем души не чают. Сейчас он учитель высшей категории, ветеран труда, обладатель почетных грамот Министерства образования и науки РФ, Брянской областной Думы и др. Его ученики-студенты – постоянные победители различных соревнований среди студентов ссузов.
На вопрос, за что он любит свою профессию, Александр Дмитриевич ответил:
– Итог труда пекаря – это хлеб, который мы едим. Результаты нашей работы обычно видны не сразу, а спустя годы, когда выпускник уже давно покинул школу и добился карьерных вершин. Узнавать об этом – лучшая награда. А как радостно, когда с тобой на улице вдруг здороваются, казалось бы, незнакомые люди, называют тебя по имени-отчеству, говорят, что рады видеть! Я их учил, но уже не помню, а они все помнят меня.
Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянск, фото автора
Комментарии