«Самое важное в детстве – это игра» – наверняка эту фразу главного редактора «УГ» Петра Положевца, открывшего II Всероссийский съезд работников дошкольного образования в Сочи, искренне одобрили бы малыши всего мира. Они бы кивали, кричали, прыгали и даже топали в знак согласия. Только раньше взрослые их мнению в лучшем случае снисходительно улыбнулись бы и пошли заниматься дальше своими серьезными делами. Но вот уже второй год после принятия в России нового закона об образовании, когда дошкольное образование признали частью общего образования, раннее детство стало объектом небывалого внимания государства. Нынешний форум на тему «Детство: политика, методология и практика» конкретизировал формы этого внимания.
Одни имена участников съезда, среди которых и самые светлые головы в образовании, и влиятельные государственные мужи и дамы, говорят сами за себя: это и первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, и президент Российского книжного союза Сергей Степашин, и президент РАО Людмила Вербицкая, и создатели стандартов, дошкольного и педагогического, академики Александр Асмолов и Евгений Ямбург. Как сказал последний: «Дошкольники» – это соль земли, без которой фундамента образования не будет».А вот управленцы говорили о дошкольном образовании языком цифр и фактов. Тем более что, как напомнил модератор пленарного заседания съезда Петр Положевец, еще нобелевский лауреат Джеймс Хекман утверждал: окупаемость инвестиций в программы социализации дошкольного образования на порядок выше, чем от инвестиций в аналогичные программы школьного и профессионального образования. При грамотном вложении усилий и средств, как заметила в своем видеоприветствии съезду Ольга Голодец, через двадцать лет именно нынешние малыши будут определять будущее страны, а тех, кто ходит нынче в детские сады, на минуточку, более 6,5 миллиона. Наталья Третьяк продолжила мысль о значении раннего этапа детства, ведь именно в возрасте до 7 лет ребенок делает самый большой рывок в своем развитии, у него формируются характер и базовые ценности. И роль детского сада в его становлении просто огромна.А между тем очередь в детские сады пока ликвидирована лишь в 11 регионах страны, еще 14 приближаются к этому. Один из эффективных выходов из этой проблемы – развитие частных детсадов и особенно семейных групп, в которых воспитательница (как правило, мама одного из детей) официально устроена в штат близлежащего дошкольного учреждения, получает от него методическую и финансовую помощь, водит туда малышей на музыкальные и другие занятия. В этом году количество семейных групп выросло почти в 4 раза, и в них сейчас занимаются почти 240 тысяч детей.Семейные группы, кстати, активно поддерживают в Краснодарском крае, который принимал гостей со всех регионов страны. Вообще многие здешние инициативы опережают среднюю российскую действительность. Судите сами: как рассказала заместитель губернатора края Галина Золина, в 40% школ аж 6 уроков физкультуры, путевки в местные здравницы для детишек Краснодарского края стоят в два раза дешевле, почти все детдома закрыли, более того, здесь пристраивают в семьи не только детей, но и одиноких стариков. Местные власти на деле доказывают приоритетность для края образования, направляя в него каждый третий рубль из казны.Если же вернуться к финансированию дошкольного образования в стране в целом, более чем за 2 года государство уже вложило в него более 119 млрд рублей. Такие средства на детсады не тратит ни одна страна мира. И существенная часть идет на оплату труда работников сферы. При этом министерство, по словам Натальи Третьяк, намерено ее повышать. Но управленцы понимают, что дело не только в зарплате. «Повышение статуса и престижа работника дошкольного учреждения – одна из задач этого съезда и нашей с вами работы», – резюмировала заместитель министра.Но главное сейчас – совершить переворот в сознании как педагогов, так и всего общества, ведь практически все мы родители, бабушки и дедушки. Именно ради этого писался стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Его автор, Александр Асмолов, еще раз с высокой трибуны в Сочи повторил революционные для многих истины, основы так называемого детоцентризма в образовании:- Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Детство – ради детства, а не для того, чтобы ребенок научился только счету и письму. Главная идея стандарта – поддержка развития ребенка через игру. И наконец, важно помнить, что все дети разные, тем самым поддержка этого разнообразия ребенка, где бы он ни родился и рос, необходима. Отсюда мы предлагаем каждому дошкольному учреждению веер образовательных программ на выбор, антологию и навигацию детства, чтобы дошкольные учреждения могли полноценно общаться с родителями и устраивать развивающий мир ребенка.Но как конкретно детсадам сегодняшним стать детсадами такого прекрасного будущего? Помочь дошкольным учреждениям сориентироваться должны примерные основные образовательные программы, которые разрабатывают авторитетные эксперты дошкольного образования и издательства. На выставке в рамках форума в Сочи была представлена разнообразная методическая и художественная литература ведущих издательств – «Дрофы», «АСТ», «Вентаны-Граф» и других.Но самой впечатляющей была большая экспозиция одного из главных лидеров рынка – издательства «Просвещение». Она попыталась воочию воплотить идеал в явь. Издательство представило не только методические пособия по новому ФГОС, но и целый комплекс образовательных продуктов, помогающих его осуществить, – от конструкторов до мультимедийных пособий и детской мебели. При этом «Просвещение» объединило под своим крылом такие известные компании, как Polymedia, «Светоч», «ЭЛТИ-КУДИЦ», «Новый диск» и другие. Все было продумано и четко зонировано по возрастам и группам (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы), родам деятельности (элементы сенсорной, игровой комнаты, спортзала и т. д.).Было от чего разбежаться глазам: тут и веселая этнографическая составляющая – например, детская палатка в виде летнего домика якутов – урасы – с фигурками жителей тундры, и пособия для игротерапии и коррекционной деятельности вроде резиновой дорожки и массажных следов в форме ладоней и ступней, и интерактивные экраны с необычными программами. К примеру, программы из серии «Фантазеры» не только позволяют ребенку нарисовать на экране различных персонажей сказок, но и вывести их на принтере и уже вживую создать, к примеру, фигурки для бумажного кукольного представления.Не менее инновационным было и окружение этих чудес. Всех заинтересовал пробковый пол – за счет своей гипоаллергенности он снижает заболеваемость малышей минимум в два раза (а теперь вспомните традиционные ковры – рассадники пылевых клещей – в детсадах!), а еще он хорошо держит тепло, позволяет детям сидеть и лежать на нем без риска простудиться. А модульная мебель? Столы и лавки на колесиках, убирающиеся одни под другие, позволяют освободить тесное пространство наших игровых комнат, а разноуровневые платформы легко превращаются то в основания для постелей, то в сиденья театра.Такая пространственно-предметная среда лучше всяких слов говорит о новой реальности в дошкольном образовании. Наверное, поэтому выступления на съезде Марьяны Безруких, Елены Соловьевой и Ирины Кузнецовой, раскрывшие основные подходы и направления дальнейшей работы издательства «Просвещение» в этом направлении, вызвали активное обсуждение и заинтересованный разговор в кулуарах съезда и на выставочных стендах издательства.- Пространственно-предметная среда и методика не работают отдельно друг от друга, – пояснила нам позицию издательства вице-президент «Просвещения» Ирина Кузнецова. – Ребенок ведь познает мир через окружающее его пространство – ему обязательно нужно самому потрогать, попробовать, повернуть. Именно среда уже влечет за собой шлейф методический, программы – у нас их, напомню, пока две – «Радуга» и «Успех». Понимая это, мы целый год производили тщательный аутсорсинг рынка, причем не брали все подряд, а смотрели, что под какую методику подходит. То есть мы предлагаем комплексы из образовательных товаров, оснащения и методики, причем в разных ценовых вариантах. Рынок образовательных товаров сейчас беспределен, но важно в нем не утонуть, тем более что там много неадаптированного под конкретный возраст. «Просвещение» берет на себя роль навигатора в этом пространстве. При этом мы предоставляем руководителям и педагогам пространство для маневра. Дошкольные учреждения сами будут выбирать – заказать какой-то комплекс целиком или взять какие-то элементы и дополнить их своими.Огромное значение «Просвещение» придает работе с родителями. Для того чтобы у ребенка не произошел разрыв в сознании – дома один мир, а в детсаду другой, элементы предметно-развивающей среды должны быть общие.- Это не навязывание конкретных товаров, а сотрудничество – родители, зная, во что играют их дети в детском саду, имеют возможность приобрести те книги и игрушки, которые им полезны, – уверена Ирина Кузнецова. – А еще мы создаем методические пособия и для пап, мам, бабушек. Известно, например, что если за ребенком приглядывает бабушка, IQ ребенка на 20 процентов выше. Она берет опытом, рассказами, сказками. Но и бабушке не помешает знать, что нужно современному ребенку дать кроме опыта поколений – в каждом конкретном возрасте, какими навыками он может овладеть. Отдельное направление – книжки-методички для совместной деятельности детей и родителей (рисуем, лепим, вышиваем вместе). Мы не говорим: «ребенок должен», мы говорим «ребенок может» сделать, научиться тому-то и тому-то, потому что каждый развивается индивидуально.Хочется надеяться, что идеи, заложенные в стандарте и уже отчасти воплощенные на практике, как показал съезд, действительно претворятся в жизнь. Иначе как сформировать для наших детей культуру достоинства, о которой мечтают не только создатели дошкольного стандарта, но и каждая мама?Сочи – Москва
Комментарии