search
main
0

Надо жить играючи

Театр, где как дома, только гораздо лучше

Очень может быть, что через несколько лет кто-нибудь напишет длинный-предлинный текст о мастерстве артиста Артура Касимова под заголовком «Как черт из Табакерки», но сегодня он играет котика из коробочки в «Голубом щенке» – первом спектакле для детей, поставленном на сцене Московского театра Олега Табакова. И это совсем другая, но тоже очень счастливая история.

Не секрет, что этот театр делал свои первые шаги во Дворце пионеров имени Крупской и в скором времени переселился в подвал. Если мыслить математически, кто-то из этих пионеров на сегодняшний день уже начинающий прадедушка или прабабушка. Там учили не только замечательно играть, но и стремительно взрослеть. На долгое время этот театр стал элитарным.

Мультфильм «Голубой щенок» по мотивам мало у нас известной венгерской сказки, будучи всего двумя годами младше, сразу и, наверное, навсегда стал общенародным хитом. Щенок в нем похож на Чарли Чаплина, Кот – на Андрея Миронова, Моряк – на Александра Градского кисти Марка Шагала, все вместе они очень напоминают разноцветные кляксы на промокашке. Этот мультик, казалось бы, изначально был создан преимущественно для существования в аудиоформате, его редко показывали по телевизору целиком, но по праздникам и выходным вокальные нарезки оттуда неизменно радовали телезрителей наряду с, как бы мы сейчас сказали, саундтреками из кино- и телефильмов. Особенно часто звучал зонг Рыбы-пилы «это дело я люблю, все на свете я пилю», что неизменно веселило взрослых, а детям казалось, что эта рыба поет «и где я люблю». Не секрет, что сейчас мало кто помнит то, как выглядит промокашка, и то, что среди создателей мультфильма был хореограф А.Дрознин, который, к счастью, до сих пор учит красиво, будто припеваючи, двигаться начинающих артистов. Но в Табакерке об этом никогда не забывали, потому что он был одним из ее первых педагогов еще с пионерских времен. И вот теперь, когда Табакерка переехала из подвала в большой, похожий на фантастический лес дом, в котором предусмотрена крохотная детская комнатка для тех, кто немножко не дорос для того, чтобы смотреть спектакли, но очень любит играть, а также, наверное, для тех, кто дорос, но немного устал, теперь наконец-то стало возможным принимать у себя в гостях всех желающих юных зрителей (размеры зала и просторы здания в целом позволяют, а положение обязывает) всех возрастов так, чтобы они ощущали себя в театре как дома, только гораздо лучше.

Пластика у Кота из этой театральной сказки точно такая же, как у Андрея Миронова (хореограф Николай Реутов), и поет он те же самые песни (музыкальный руководитель и автор аранжировок Андрей Самсонов), и актеру очень к лицу эта роль, но голос у него свой собственный. А слово «ремейк» применительно к данному спектаклю использовать не хочется. Андрей Таратухин – выпускник ТЮТа, актер, сценарист, а теперь еще и детский драматург – придумал очень современную и при этом долгоиграющую историю (всего на 55 минут), где много воздуха, где есть простор для импровизации, а предприимчивый Кот – звезда театра Куклачева – с целью улучшения своих жилищных условий сам себя отправляет по почте в коробочке в Лондон на съемки рекламного ролика, но коробочка теряется на острове Собак, где ее обнаруживает очень любопытный и деятельный домашний Щенок, с которым не хотят дружить дворовые псы. Даже не столько потому, что Щенок голубой (один из псов зеленого цвета, а остальные похожи на хвостатых не пойми кого), сколько потому, что щенок еще совсем маленький, абсолютно добрый, но совсем бесхитростный и уже очень храбрый. Ему стоит огромных трудов обрести друзей, но врагов у него нет и в пределах этой сказки не будет.

Режиссер Никита Владимиров (Википедия по секрету всему свету рассказывает, что он приходится внуком несравненной Алисе Фрейндлих, озвучившей мультяшного Щенка) с помощью художников подарил одноименному персонажу облик зверюшки (Дарья Безсонова / Ангелина Пахомова / Анастасия Чернышова), которая, цепляясь за алый шарф кота – он же длинный поводок в невидимых, но чутких бабушкиных руках, – проходит путь от «не такой как все» через искушение стать как все к «быть единственным и неповторимым собой, но вместе со всеми». Вообще все персонажи, за исключением Моряка (Владислав Наумов), юного, смешного, виртуозно неуклюжего, но для тех, кто знает, очень похожего на Сулера, который, случись ему дожить хотя бы до 1920‑го, непременно придумал бы что-нибудь такое, очень похожее; все персонажи, даже Яна Сексте (Рыба-пила), – именно персонажи, нестрашные, но неведомые зверушки, произносящие очень много взрослых слов, например «СНИЛС», «гастрит» или «аллергия», в глубине души тоже хотят дружить, быть принятыми и понятыми, петь и смеяться, как дети. Временами у них это получается, и тогда начинает звучать лейтмотив «Желтой подводной лодки». Очень может быть, что современные дети именно так видят современных взрослых и в моменты, подобные этому, хотят и могут задавать взрослым очень разные вопросы. Могут спросить, например, что такое гастрит или что это за мелодия, хотя в глубине души уже почти догадываются сами. Взрослые без труда обнаруживают у этой истории двойное дно, не про то, что все плохо, а про то… впрочем, это пусть пока остается секретом, совсем без секретов жить и путешествовать не так интересно. И самое, пожалуй, любопытное, что зрители независимо от возраста, опыта и багажа постигают или открывают на этом спектакле заново азбуку театрального зрителя, общепринятые правила игры и веселой театральной этики, что совсем не лишнее, учитывая много- и разнообразие современного театра, не говоря уже о жизни. И тогда слова «я уважаю пирата – а я уважаю кота» становятся формулой толерантной невсеядности. И тогда оказывается, что Пират (Александр Фисенко) вовсе не злой, а ранимый, потому что рыжий. Но это тоже красивый цвет, и он очень нравится жене Пирата – Рыбе-пиле. Почти до самозабвения нравится. Это любовь с первого взгляда. Раз и навсегда.

А начинается она с того, что зрителям представляют режиссера. Но он ничего не говорит. Он безответственно лает. Все, что он хотел сказать на сегодняшний день, можно увидеть в спектакле. На авансцену выходит Щенок и показывает зрителям, как легко и послушно поднимается и опускается занавес. И дарит им возможность попробовать. У зрителей это волшебным образом получается. Вообще здесь легко удается практически все. За исключением того, что трудно сказать, кто здесь, в этом спектакле, главный. Каждый из присутствующих абсолютно необходим.

Татьяна ЗИМАКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте