Хорошо подготовленный урок не утомляет, а приносит радость. Долой сухие монологи у доски, монотонные объяснения! Да здравствуют 45 минут творчества, открытий, опытов, пусть ученик спрашивает, спорит, высказывает собственную точку зрения!
Как разнообразить урочную деятельность«Все правильно, каждый урок должен стать мастерской», – согласятся со мной большинство педагогов. А на практике все по-другому. Почему? Потому что проще взять поурочные разработки и давать одно и то же в каждом классе. Многие из нас перестали творить, забыли, что «учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело» (А.П.Чехов). Предлагаю разнообразить урочную деятельность учителя… педагогическим артистизмом – деятельностью, поднятой до уровня искусства. Ведь артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогает ярко и убедительно выражать чувства, сочетать в своем мышлении образное и логическое для приобщения учеников к своему предмету. Некоторые могут возразить: «У педагога же нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия – ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра». Но все это может появиться: элементы костюма – шляпка, шаль, парик в зависимости от роли (Королева Орфография, Точка, Тире, Робинзон Крузо и т. д.), музыкальное сопровождение (гитара, фонограмма). Однажды на уроке по произведению Александра Грина «Алые паруса» я предстала в роли Ассоль, а в конце урока мы вместе пели «Ребята, надо верить в чудеса…». Мои ученики уже давно окончили школу, но эта песня до сих пор наша любимая. И мы верим в чудеса, помним те 45 минут, которые помогли нам подняться на духовную высоту. На каждом уроке должна быть своя изюминка (компьютерная презентация, эксперимент, удивительная встреча, фрагмент видеофильма, виртуальное путешествие и т. д.), и, конечно, нельзя забывать об артистизме учителя. Он поможет сделать учебный процесс не только живым, но и творческим. Дети станут внимательными и активными, охотно включатся в процесс познания, будут развиваться их чуткость и внимание к окружающей жизни. Что делать, если на внеклассные мероприятия дети идут неохотноСменить кнут на пряник. А пряник – это взаимный интерес и увлеченность. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у преподавателя, тем больше шансов увлечь учеников. Проблема заключается в том, что сегодня учителей-энтузиастов в школах не так много. Но они есть, поэтому надо объединяться на уровне городов и районов и заражать коллег желанием работать творчески и увлеченно. Поверьте, это передается. Для многих педагогов сегодня внеклассное мероприятие – это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже не хочется присутствовать на репетициях. И учитель во многих случаях не виноват – кто-то только пришел после университета (знания по методике лишь теоретические), кто-то переживает период профессионального сгорания (и это тоже проблема сегодняшнего дня). И в этот момент на помощь должны прийти педагоги-энтузиасты. Как один из вариантов – систематическое проведение педагогических сборов-практикумов на базе школ города (еще лучше – выезд на загородную базу). Основная цель таких мероприятий – научить преподавателя, используя социоигровые методы, быть лидером, виртуозным режиссером, который доверяет своим мальчишкам и девчонкам выбор тем, форм и места проведения внеклассных мероприятий и умело помогает в реализации всех, даже самых невообразимых ученических идей. В ходе тренингов, ролевых игр, творческих мастерских, коллективной творческой деятельности учитель обязательно побывает в роли ученика, и это поможет ему увидеть промахи в своей работе (а их не бывает только у тех, кто не работает). Как организовать разумное общение ребенка с компьютером Мы не можем сегодня запретить детям пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать. Помочь организовать разумное общение ребенка с компьютером может только информационно грамотный педагог. Спросите своих коллег: «Какие программные продукты или образовательные сайты вы можете порекомендовать своим ученикам для подготовки к урокам?» Уверена, что большинство, к сожалению, этот вопрос поставит в тупик. Поэтому главная задача в образовательных учреждениях на сегодняшний день – это повышение информационной культуры педагогов (воспитателей, учителей, классных руководителей) и, конечно, родителей. Нельзя сегодня ждать, пока все пойдут на курсы повышения квалификации и произойдет чудо. Это чудо надо совершать в каждом учебном учреждении уже сегодня силами учителей информатики. Организация работы школы «Компьютерная грамотность» – дело несложное, было бы желание. А когда есть багаж знаний, тогда несложно выбрать формы его передачи своим питомцам: путешествия по Глобальной сети, создание информационной копилки по предмету совместными силами учеников и учителя, конкурс презентаций «В мире обучающих игр», творческая мастерская «Электронные словари – наши друзья и помощники», клуб интересных встреч и т. д. Основная формула работы – «понимание + сотрудничество = партнерство».
Комментарии