search
main
0

Надо уступить лыжню. Болит душа за сельскую школу

Завершился очередной для меня дважды юбилейный учебный год. Пятьдесят лет назад я, выпускник Шелаевской школы, серебряный медалист, переступил порог родной школы теперь уже в качестве учителя. (В моей трудовой книжке одна-единственная запись о месте работы.) Вторая дата – 35-летие директорской деятельности. У меня была мечта: создать такую школу, чтобы в ней и детям, и педагогам, и родителям было не просто комфортно, тепло и уютно, но чтобы это была одна большая дружная семья.

Сегодня Министерство образования и науки ставит перед школой задачу социализации личности. Эту задачу мы решили еще в 70-80-е годы, когда ученики через клуб «Прометей» проводили самые разные мероприятия и акции для сельчан. Может, это и был золотой век моей педагогической деятельности. С 1980 года меня назначили директором нашей школы. Как раз в это время на Белгородчине родился первый учебно-воспитательный комплекс, автором которого был Михаил Петрович Щетинин. Началось широкое движение по созданию УВК в селах. При нашей школе были открыты филиалы музыкальной, спортивной, художественной школ, хореографическая студия, филиалы станций юных техников, туристов, натуралистов. Более полусотни самых различных кружков и клубов по интересам работали во второй половине дня. Школа стала центром всей воспитательной работы на селе. Был какой-то особый подъем у взрослых и у детей. Опытом белгородских школ заинтересовались, несколько всесоюзных и республиканских совещаний учителей проводились в нашей области. Обсуждались проблемы сельской школы, мы показывали, как можно успешно их решить. Пять лет я совмещал работу в школе с работой младшего научного сотрудника АПН СССР. В Институте общих проблем воспитания была создана лаборатория по изучению и распространению опыта сельских учебно-воспитательных комплексов. Они признавались одним из лучших вариантов сельской школы, выпускники которой свободно конкурировали с городскими сверстниками. А если учесть, что мы еще имели ученическую производственную бригаду со своим счетом в банке, с доходами от выращенной и проданной продукции, которыми мы самостоятельно распоряжались, так это был и золотой век директора школы.Но вот грянула перестройка. И покатилось наше российское образование по реформаторским рельсам. Многие сельские школы на Белгородчине и за ее пределами прекратили свою деятельность как учебно-воспитательные комплексы. А мы не только сохранили нажитое, но и значительно расширили круг социальных партнеров. Пять лет мы работали в режиме эксперимента по созданию и развитию социокультурного комплекса на селе. Вместе с учеными нашего областного института повышения квалификации учителей (руководитель нашего эксперимента С.И.Линник-Ботова, профессор) мы доказали, что социокультурный комплекс на селе – это самый лучший вариант сельского образовательно-воспитательного учреждения. Это социальный институт образования и культуры на селе, способствующий сохранению социума села, его животворящий родник.Больно ударили по сельской школе реструктуризация и перевод на подушевое финансирование. Средние общеобразовательные начали превращаться в основные, а основные стали закрываться, как экономически невыгодные государству. Дети перешли на учебу на колесах. Кто подсчитал, в каких суммах потери от ежедневного стресса родителей и детей, которые в любую погоду, в дождь, туман, гололед отправляются на автобусе за знаниями.Что ждет сельскую школу в ближайшем будущем? Оптимизация! Директорам рекомендуют сократить штаты в школах. Однако, увеличив нагрузку учителю или сделав его смежником по предметам, мы сознательно отнимаем у него здоровье, создаем нервозную обстановку в коллективе и значительно теряем качество педагогического труда. А это напрямую связано с качеством знаний школьников.Сельская школа долгое время ориентировала своих выпускников на работу в сельском хозяйстве. Времена изменили эту ориентацию. Нет колхозов и совхозов на селе, где работало по 500-600, а то и до тысячи человек. Хозяйства развалили, обанкротили и просто разогнали. Надеялись, фермеры нас накормят. Увы! А вот отлучение сельского жителя от земли-кормилицы состоялось. Почти прекратили свою деятельность ученические производственные бригады. Полвека они были кузницей кадров для сельского хозяйства. Теперь они никому не нужны. Это показал последний Всероссийский слет, на который со всей России на Ставрополье прибыло всего 15 делегаций.Крупный инвестор-капиталист, за бесценок скупивший землю у колхозников, пока еще использует те старые кадры, что готовила школа. Кем их заменить через 3-5 лет, когда работники уйдут на пенсию, его, судя по всему, не очень беспокоит. Он живет одним днем и далеко от земли, которой владеет. А на земле теперь люди работают вахтовым методом, как газовики и нефтяники. А землю надо любить, за ней надо ухаживать, тогда она будет нас кормить….В конце мая прошли промежуточные экзамены в 1-4-х классах. Дети успешно справились с заданиями и все перешли в следующий класс. Для них началась счастливая пора каникул. При школе работает летний оздоровительный лагерь «Космолет». Дети с удовольствием отдыхают в нем, набираясь новых сил для будущего учебного года. У нас традиционно вот уже 59-й год успешно трудятся в летний период члены ученической производственной бригады. Учатся работать на земле и зарабатывать свою трудовую копейку. Это меня радует.Что огорчает? Я никак не могу согласиться с тем, что мои дети по-прежнему сдают ЕГЭ в письменной форме по всем избранным предметам. Я категорический противник транспортировки детей в чужие школы. Миллиарды рублей тратятся на организацию и проведение ЕГЭ… Уверен, ужесточение контроля через систему пропуска, видеонаблюдения, всевидящее око надзирателя, снующего по рядам парт, никак не влияет на качество знаний школьников. Дело совсем в другом. Надо менять базисный учебный план в сторону увеличения часов по основным фундаментальным предметам. Программой должна быть предусмотрена возможность углубления и особенно закрепления изученного материала. Тогда можно не бояться, что дети не смогут применить полученные знания на практике. Если мы выдаем выпускникам аттестат об основном и полном образовании, то и предметов к обязательной сдаче экзаменов должно быть не два обязательных, а значительно больше. Иначе, что не сдают, то и не учат. О каком среднем образовании может идти речь? Кого мы обманываем? Сами себя! Беспокоит и тот факт, что значительная часть родителей не особенно беспокоятся за знания своих чад. Они рассчитывают на покупные места в вузах и техникумах. А это передается детям. Нет должного контроля со стороны родителей за учебой ребенка и нет усилий у школьника в борьбе за знания.Я родился в Советском Союзе и вырос я на тех идеалах, которые сегодня не очень ценятся. А я без них не могу, по-другому не хочу. Я не совсем удобен нынешней системе, и это понимаю. Я отдал всю свою сознательную жизнь родной школе, детям и нисколько об этом не жалею… Я не знаю, как буду без малышей, которые со своими радостями и огорчениями могли свободно обратиться ко мне. Многие из них хотели бы прижаться ко мне, обнять… Мне трудно будет без старшеклассников, которых я учил спорить, аргументировать свои доказательства, учил отстаивать свою точку зрения, иметь свое мнение… Мне трудно расставаться с учительским коллективом, я его растил и вдохновлял на успешную работу, с ним у меня было множество побед на самых различных уровнях. Но уходить надо. Мне без малого 70 лет. Надо уступить лыжню. И я готов это сделать…​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте