search
main
0

Надо отличать инициативу от авантюры. Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию

– Григорий Артемович, какими качествами должен обладать ректор вуза? – В первую очередь ректор должен быть ответственным и порядочным, человеком слова и дела. Он просто обязан обладать повышенной работоспособностью и требовательностью, причем прежде всего к себе. Здесь, как никогда, важен личный пример. От умения ректора стратегически мыслить, активной жизненной позиции и стиля руководства напрямую зависит успешное функционирование вуза в целом и всего вузовского коллектива, в том числе, как сотрудники смогут работать в инновационном ключе, реализовывать новые проекты, осваивать новые виды деятельности. Я сам долго проработал проректором, поэтому назову еще одну важную задачу, стоящую перед руководителем вуза: необходимо поддерживать одаренную молодежь – молодых ученых, студентов, коллег. Сейчас практически перед всеми высшими учебными заведениями стоит огромная проблема старения кадров. Поэтому, если в вузе не будет притока молодых сил, обновления коллектива, не появится возможность постоянно осуществлять повышение квалификации преподавателей, он не сможет выдержать современной конкуренции.

Статфакт64,3% ректоров отмечают, что по содержанию своей деятельности они прежде всего управленцы, 20,8% ректоров считают себя прежде всего учеными, 8,9% охарактеризовали себя педагогами, а 6% – экономистами.

В настоящее время ректорский корпус имеет большие права, закрепленные и указом президента, и постановлением правительства об утверждении положения о статусе ректора. Однако хорошо известно, что большие права предполагают и большие обязанности, для выполнения которых ректор должен непременно обладать хорошими организаторскими способностями. Кроме того, он должен быть компетентным человеком с профессиональной точки зрения, и компетенция его должна распространяться на все многообразие сфер жизнедеятельности вуза, а это учебная, научная, воспитательная работа, хозяйственные вопросы, экономические и производственные проблемы. Ведь сейчас любой крупный вуз – это, по сути, учебный, научный, методический и производственный центр.

Ректор сам должен быть инициативным человеком и поддерживать инициативу других, при этом отличая ее от авантюры. Важно не «гасить» проявления инициативы сотрудников, а поддерживать новые идеи, находить в них рациональное зерно.

– Палитра богатая. И все-таки даже опытному ректору не помешают новые знания. Где он может повысить свою квалификацию?

– В ведении Рособразования находится Учебный центр подготовки руководителей, расположенный в городе Пушкине, под Санкт-Петербургом, где проводятся обучение и переподготовка руководящих кадров системы образования. Это не только ректоры, но и проректоры, деканы, руководители кадровых служб, начальники юридических отделов вузов. Для ректоров, которые избраны впервые, такая учеба обязательна. Только в июле мы утвердили восемь новых человек, и они в ближайшее время должны пройти недельную подготовку. На каждый год мы утверждаем учебный план по различным направлениям подготовки для различных категорий руководящего состава вузов. А занятия в Центре построены, как правило, в форме лекций, мозговых штурмов.

– Григорий Артемович, а сколько сейчас в России вузов?

– На данный момент в стране функционируют 568 государственных высших учебных заведений. Из них 341 сейчас находится в ведении Рособразования, остальные имеют другую ведомственную подчиненность. Кроме того, насчитывается около 350 негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. В общей сложности же в России порядка 1000 высших учебных заведений и около 2000 их филиалов.

– А ректоры негосударственных вузов могут повысить квалификацию?

– В вышеупомянутом положении о статусе ректора, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года, это право распространяется на ректоров государственных высших учебных заведений. Однако в нашем Центре проводятся и специальные семинары для ректоров негосударственных аккредитованных вузов.

– Агентство как учредитель утверждает избранного ректора. Чем вы руководствуетесь, принимая окончательное решение?

– Мы уважаем выбор коллектива. Ведь ректор, как правило, избирается на альтернативной основе – значит, победила именно его программа. Кандидатура ректора не утверждается в двух случаях: нарушения регламента или порядка избрания либо когда выясняются факты, препятствующие вступлению человека в должность. После этого проводятся новые выборы, в которых неутвержденная кандидатура может участвовать повторно. И если в этом случае набирается две трети голосов, то учредитель обязан утвердить избранного ректора.

– Григорий Артемович, а как в этом учебном году будут реализовываться функции ректора и президента вуза?

– Президент вуза – выборная общественная должность. Он может быть избран на добровольной основе собранием коллектива, при этом возможность существования такой должности должна быть обязательно отражена в уставе конкретного образовательного учреждения. Сейчас для нас важно четко разграничить функции ректора и президента. За первым должны остаться вопросы финансов, экономики, хозяйства, обеспечения учебного и научного процессов, за вторым – перспективы развития учебного заведения, что называется, общая политика. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Пока окончательного решения по этому вопросу нет, но думаю, что в осеннюю сессию Госдума рассмотрит этот законопроект в первом чтении. Также законодательно может быть закреплена и оплата должности президента. Однако и после принятия этих поправок избрание президента также останется прерогативой каждого конкретного вуза.

– С 1 января 2006 года вступает в силу закон о взимании налога на имущество с образовательных учреждений. Существует еще и земельный налог. Смогут ли вузы платить эти налоги без ущерба для развития?

– Опасности для вузов в данном случае никакой нет. Проектом федерального бюджета на 2006 год предусмотрены средства на компенсацию вузам налога на имущество и земельного налога. Сегодня Федеральное агентство по образованию имеет полную информацию о земельных участках и федеральном имуществе подведомственных вузов. Пока могу назвать вам согласованные с Росимуществом, Роснедвижимостью и Минфином предварительные данные о сумме предполагаемой компенсации для наших подведомственных образовательных учреждений: 5,9 миллиарда рублей по земельному налогу и около 4 миллиардов рублей по налогу на имущество. Эти деньги будут выплачиваться тем вузам, которые предоставили Рособразованию соответствующую информацию, согласованную и утвержденную органами, регулирующими имущественные отношения в регионе.

А для московских вузов проблем с выплатой земельного налога вообще не существует. В июне этого года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков своим указом освободил все учреждения образования, здравоохранения и науки от уплаты этого налога. Надо сказать, что для правительства Москвы стала уже традиционной эффективная работа с Советом ректоров вузов Москвы и Московской области по вопросам «коммуналки», строительства жилья. Механизм этого взаимодействия следующий: заключается совместный договор, правительством Москвы выделяются значительные средства для поддержки столичных высших учебных заведений, а Совет ректоров уже распределяет их среди конкретных вузов Москвы.

– А дальше средства переходят в мужские руки, потому что по статистике только 4,5 процента ректоров – представительницы прекрасного пола…

– Да, подавляющее большинство ректоров – мужчины. Около 85 процентов всего ректорского корпуса – доктора наук и профессора. Естественно, что для многих из них приоритетным направлением развития вуза является интеграция науки и образования. Есть вузы, активно развивающие инновационную деятельность, например, МГТУ им. Баумана, Томский технический университет, в которых доля внебюджетных средств, полученных за счет научной деятельности, составляет примерно 60 процентов. Однако в значительном количестве вузов, не менее чем в 40 процентах от их числа, этот источник поступления средств вообще отсутствует. Поймите правильно, я не рассматриваю науку как единственный источник пополнения внебюджетных доходов. По закону ректоры вправе самостоятельно распределять дополнительные источники доходов, например, на зарплату, на содержание материально-технической базы. Важно только, чтобы ректор понимал, что «внебюджетка» должна формироваться в том числе и за счет научной деятельности вуза. Развитие вузовской науки важно и для улучшения качества подготовки специалистов: невозможно сегодня подготовить конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста в образовательном учреждении, где не ведется научная работа.

– Научная деятельность – один из критериев при составлении рейтинга вузов. Кстати, будет ли агентство составлять рейтинг в этом учебном году?

– В рейтинге Минобразования традиционно участвовали только государственные вузы, причем классификация вузов велась в соответствии с их профилями – технические, классические, педагогические, экономические. Сегодня гораздо эффективнее сделать единый рейтинг для государственных и негосударственных вузов, разработка соответствующих предложений уже ведется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте