Почему учителя не горят желанием учиться?
Одной из специфических особенностей профессии учителя можно назвать постоянную смену ролей: он то учит, то учится. В первом случае все достаточно понятно. Получив диплом о присвоении квалификации, новоиспеченный педагог считает, что он имеет право учить, то есть передавать знания, стоять у доски и со строгим видом порицать нерадивость учеников. И чем длительнее «исполняется» первая роль, тем тяжелее дается вторая.
Я не хочу сказать, что это касается всех учителей. Среди моих коллег есть достаточно уважаемые люди, до сих пор они для меня «святые» авторитеты, с кем я постоянно сверяю свои педагогические часы, обсуждаю многие вопросы и получаю ценные советы. Но правда жизни такова, что и у таких педагогов интерес к собственному обучению с годами становится все меньше и меньше. Однозначных ответов на вопросы «почему?» и «что делать?» тут нет. Попытаемся разобраться в этой непростой проблеме.
В Интернете на различных сайтах время от времени можно встретить всякого рода дискуссии, посвященные вопросам российского учительства. Участники с удовольствием обсуждают учителей своих детей, внуков, знакомых и многое другое. После того как страна пережила «дистанционку», критика в адрес учителей усилилась. Как ни странно, многое из того, что пришлось прочитать и услышать в последнее время о нашей школе, оказалось горькой правдой. Но разве можно обижаться на диагноз, который нам ставит доктор?
Случилось то, что случилось! Хотя даже в ситуации поставленного диагноза все люди ведут себя по-разному: кто-то активно лечится, выполняя все медицинские назначения, а кто-то пускает все на самотек, пытаясь найти объяснение случившемуся вмешательством внешних сил, загоняя себя в эмоциональный тупик.
Данную метафору логично использовать и в ситуации с обучением учителей.
Работа российских школ в новых условиях обнажила множество проблем – от технических до мотивационных, причем проблема мотивации касалась не только школьников, но и их педагогов.
Родители как самые активные участники организации дистанта в домашних условиях получили возможность собственными глазами увидеть и собственными ушами услышать, кто и как обучает их детей. Преподавателю в Zoom нельзя скрыться за закрытой классной дверью. Тем не менее, несмотря на то что учебный год закончился, мяч остался на поле учительства. И дело тут не в том, будет ли продолжено обучение в формате онлайн или офлайн. Важно то, что новый вызов системе образования в мировом масштабе обострил проблему качества обучения тех, кто каждый день учит наших детей.
Перефразировав классика, можно сказать, что все учителя счастливы одинаково, каждый учитель несчастлив по-своему. Поэтому нельзя искать причины всех бед только в зарплатах и социальном статусе педагога. Это только внешние мотиваторы каждодневного бытия учителя. Ими очень легко управлять, добиваясь сиюминутных результатов, о которых забудут уже завтра. И подобно Сизифу, «внешним источникам» нужно будет опять все начинать сначала: мотивировать учителя повышать свою квалификацию, потому что это надо делать каждые три года, а не пять лет, как было раньше.
Каждый раз, впервые заходя в аудиторию к слушателям курсов повышения квалификации, я с волнением и надеждой знакомлюсь со своими коллегами, узнаю, с какими ожиданиями они пришли учиться. И все чаще встречаюсь со всепобеждающей установкой «так надо», реже – «я хочу».
Мой опыт позволяет быстро дифференцировать моих уважаемых коллег. Я честно им говорю об этом и наблюдаю за реакцией. Трагичности ситуации придает то, что про «хочу» и «надо» я говорю тем людям, которые в голос кричат, дескать, современные дети не хотят учиться. Нельзя научить тому, что не умеешь делать сам. Прежде чем обвинять детей в нежелании, коллеги, посмотрите на себя! Иметь внутреннюю мотивацию – это результат колоссальной работы над собой. В классической психологии есть понятие «сдвиг мотива на цель». Не зависеть от внешних обстоятельств – «надо», а быть социально самодостаточным – «хочу». Вот то, что важно и для профессионального развития педагога.
Но самодостаточность самодостаточности рознь. Очевидно, что это качество важно развивать каждому человеку. По сути, это отличный навык социального выживания. Однако, как и все многоаспектные понятия, касающиеся человеческой психики, самодостаточность может иметь искаженное проявление, которое приносит вред.
Так, сверхразвитая профессиональная самодостаточность педагога ограничивает его возможности обучаться дальше, совершенствовать свое мастерство. Что в итоге приводит к профессиональной деформации – появляются цинизм, индифферентность, агрессия, информационная пассивность и прочее.
…Я отдаю себе отчет в том, что проблему нежелания педагогов учиться нельзя рассматривать односторонне и однобоко. Это только попытка обозначить границы вопроса, без ответа на который невозможно двигаться дальше. Ведь дистант – далеко не последний вызов, который предстоит принять учительству в будущем.
Ирина ДЕВЯТОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Челябинского института повышения профессиональной квалификации работников образования
Комментарии