search
main
0

Надо готовить себе смену

​Мы не знаем, сколько лет, месяцев, дней и часов нам, ветеранам Великой Отечественной войны, отпущено еще прожить и сколько наше здоровье позволит нам радовать душу общением с любимой детворой. Еще в первые годы моей работы в московских школах с тематикой патриотического воспитания пришлось думать о том, кто придет мне на смену, что останется в школах от нашей общественной работы.

Почти семь лет я отвечаю за нравственно-патриотическое воспитание школьников десяти школ, подшефных Лазаревского совета ветеранов, что в Южном Бутове. Успех этой работы зависит от активной позиции наших ветеранов. Ведь именно они, общаясь со школьниками на праздничных мероприятиях, общешкольных линейках, классных часах, проводя уроки Мужества, участвуя с ребятами в посещении музеев, рассказывают им о суровых, тяжелых, но героических днях своей юности.В нашем совете около полутора тысяч ветеранов. Среди них удалось подобрать группу из 22 активистов-лекторов, на которых всегда можно положиться. Все патриотические мероприятия они проводят на высоком уровне. В группу лекторов вошли в основном ветераны педагогического труда из числа бывших преподавателей школ, ПТУ, техникумов и высших учебных заведений, ведь за плечами ветеранов-педагогов большой опыт работы с молодежью, необходимые профессиональные навыки. Особенно это важно при проведении уроков мужества, когда нужно грамотно планировать цели, задачи, ход таких уроков, сделать четкие заключения и выводы. При этом надо уметь активно использовать наглядный материал по раскрываемой теме, указать на использованные литературные источники, привлекать имеющиеся технические средства. Именно профессионализм ветеранов-педагогов, любовь к подрастающему поколению, умение почувствовать настроение молодежной аудитории помогает донести до юных сердец патриотическую информацию и оставить в их памяти героизм тех суровых военных лет. Чтобы далекое прошлое стало живым и назидательным, надо его преподнести таким образом, чтобы оно не оказало пагубного и тяжкого воздействия на неокрепшие детские души. В то же время необходимо, чтобы услышанное от ветеранов не вызывало у ребят чувство жалости, а наоборот, способствовало росту чувства гордости за подвиги наших ветеранов и участников тех легендарных событий. Однако не стоит ограничиваться привлечением к такой работе только ветеранов педагогического труда. Наш опыт показывает, что привлеченные к работе со школьниками специалисты с высшим техническим образованием – ветераны ВОВ преподносили материалы на патриотические темы с углубленным анализом тактико-технических особенностей эпизодов военных событий, что значительно способствовало обострению внимания юных слушателей к рассказываемой теме.На примере собственной работы по проведению уроков по патриотическому воспитанию подрастающего поколения могу поделиться таким опытом. Если прихожу в класс, где еще не бывала, хвалю школьников, что спешат встретиться с нами, теми, кто видел, слышал, пережил войну и первые послевоенные годы, ибо ветераны не смогут жить вечно: «А когда уйдет последний ветеран, кто вам о страшной той войне расскажет? Когда уйдет последний ветеран, кто вам окоп полуразрушенный покажет?»Администрациям школ мы рекомендуем записывать выступления ветеранов на электронные носители звука и изображения. Такой материал пригодится для будущих поколений школьников, и сохранившаяся информация отзовется в будущем сторицей. Большинство школ так и поступают, воспроизводя записанные выступления ветеранов в дальнейшем на школьных мероприятиях. Без сомнения, большую ценность смогло бы приобрести издание книги с выступлениями ветеранов.Я состою в активе совета ветеранов педагогического труда ЮЗАО, много лет принимаю активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию учащихся школ округа. Во всех школах проводится запись наших выступлений, в школе «Промо-М» (директор – Марина Букарева), в 2010 году была выпущена книга наших воспоминаний «Книга ветеранов». Для оформления 90-страничного издания с воспоминаниями о войне, восстановлении разрушенного хозяйства администрация школы провела большую внешкольную работу. Группа ребят-активистов неоднократно побывала в домах ветеранов. Школьников интересовали фотографии прошлых лет, они задавали уточняющие вопросы относительно событий военной поры, которые затем были внесены в книгу.Значимость подобной литературы трудно переоценить. Предварительно ознакомившись с их содержанием, школьникам легче задавать нам новые дополняющие и уточняющие вопросы.Идут годы… Число наших активистов постепенно уменьшается: кто-то переехал жить к детям и внукам, в пансионаты для ветеранов войны и труда, другие ушли в мир иной. С каждым годом остается нас все меньше. На повестке дня проблема подготовки и привлечения более молодых ветеранов, которые если и не воевали, не трудились в тылу, но наверняка общались со старшим поколением и многое из тех событий слышали из первых уст. Поэтому приходится активно заниматься поиском не только участников тех событий, но и более молодых, кому интересна работа с молодежью.Есть у нас в совете ветеранов экономист Тамара Павлова, ей 75 лет. Энергичная, деятельная, исполнительная, коренная москвичка – любитель туристических поездок и экскурсий, причем большинство из них совершает со всей семьей. На днях она привезла нам из экскурсии по Белому Дому календарики с портретами современных политических деятелей России и массу фотографий. На очередной встрече со школьниками она рассказала о героическом поступке Зои и Шуры Космодемьянских, о посещении музея Зои, о памятнике на месте гибели, подготовила урок Мужества «У войны не женское лицо», использовав материалы о женщинах-партизанках, в настоящее время готовит новые темы для выступлений на уроках Мужества в новом учебном сезоне.Учитель математики, заместитель председателя нашего совета Татьяна Ермолаева подбирает материал для работы со школьниками, участвует во встречах с молодежью, перенимает опыт, как лучше подать материал на выступлениях в школах, чтобы радовать свои сердца и сердца ребят.В нашем совете ветеранов активно собирают любую литературу, отражающую события той войны, включая книги, вырезки из журналов и газет. Все это становится существенным подспорьем в более полном раскрытии тем, касающихся событий военной эпопеи. Именно благодаря накопленному печатному материалу мы смогли за 7 лет провести более 200 уроков Мужества на животрепещущие темы: «День защитника Отечества – наш общий праздник», «Оборона Москвы – дело всенародное», «Героизм трудовых будней подростков в Великую Отечественную», «ВОВ и героизм всего советского народа», «У войны не женское лицо», «О мире, о Родине, о славе», «День Победы порохом пропах». Кроме этого мы проводили в школах беседы о битве на Курской дуге, Сталинградском сражении, блокаде Ленинграда, в войне с Японией, вкладе тружеников тыла в создание военно-экономического потенциала и послевоенное восстановление разрушенного хозяйства страны.Префектура ЮЗАО недавно выпустила книгу «Память сердца», позволяющую расширить и углубить темы нравственно-патриотического воспитания молодежи, информацией из которой мы непременно пользуемся, проводя уроки Мужества в школах округа.Моя ученица из григорополисской сельской школы №2 Ставропольского края доктор экономических наук, профессор, генеральный директор издательского дома «Тончу» Елена Тончу выпустила серию книг, посвященных ВОВ: «Они победили!», «Женщины и война», «Голуби мира Нины Поповой», «Ленинградские мадонны», которые содержат ценную информацию, так необходимую для расширения диапазона рассказов о подвигах наших соотечественников в суровую годину войны.Лилия ИВАНОВА, преподаватель истории, отличник народного просвещения, почетный ветеран Москвы, труженик тыла, член Лазаревского совета ветеранов Южного Бутова, член комиссии по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте