search
main
0

Надо думать не столько о деньгах, сколько о качестве образования

В Центральном круге немало учителей, имеющих высшую категорию. Однако теперь претендовать на высшую категорию могут не все, а те, кто подготовил победителей региональных олимпиад. Но известно, что такой подготовкой занимаются еще и ресурсные центры, так как подготовить победителя в обычной школе очень сложно. Как быть тут?

Когда начнется аттестация учителей, то, думаю, среди показателей деятельности учителей будет и содержание их портфолио. В состав аттестационной комиссии, которая будет рассматривать кандидатуры на присвоение высшей категории от каждого округа, вошли и представители общественных организаций, в том числе профсоюза. Мы точно знаем, что такого, как сейчас, количества учителей высшей категории уже не будет. Думаю, это правильно, ведь часто бывает так: учителя высшей категории не интересуют ни школа, ни общий школьный климат, они получили звание и этим довольны.

Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется вызовом времени, – соотношение цены и качества. Если учитель высшей категории – значит, он должен соответствовать этой категории. Не только потому что она у него есть, но и потому что в соответствии с новой системой оплаты труда в том учреждении, где он работает, у этого учителя должны быть такие показатели, за которые он получит высшую оплату. Если он действительно учитель высшей категории (откройте положение о таком учителе), человек, который выделяется по уровню социальной активности, причем не только в своем образовательном учреждении. Не думаю, что сегодня есть такое большое количество учителей, которые в свое время получили высшую категорию, а сегодня в полной мере отвечают именно этой позиции. Поэтому тот, кто хочет получить эту категорию, должен вновь проявить себя в работе со своими учениками, с их родителями, доказать, что на ту поощрительную, стимулирующую часть заработной платы, которую будут распределять в коллективе, он претендует не просто так, а потому что он лучший.

Если золото той или иной пробы, мы понимаем, почему ему присвоена та или иная проба, так же и учитель. Но давайте сами себе сегодня честно скажем, всегда ли заслуженный учитель, получивший свое звание пять – семь лет тому назад, отвечает нынешнему высокому уровню преподавания, требованиям к качеству работы. Ведь что очень часто получается? Дали учителю это почетное звание, и он на этом успокоился, а ведь дальше, по логике вещей, он должен удвоить-утроить количество своих учеников – победителей олимпиад, показав тем самым высокое качество своей работы. Происходит это или нет? Чаще всего нет. Почему? Не может? Мне говорят, возраст у такого учителя солидный, работать ему год от года все труднее. Но когда я смотрю на народного артиста СССР Владимира Зельдина, которому 95 лет, когда я в МХАТе имени М.Горького вместе с делегациями из регионов смотрю, например, «Вишневый сад» с Татьяной Дорониной в главной роли, то мне понятно – их годы тут ни при чем, тут главное такое мастерство, такое погружение в свою работу. Эти артисты получили свои звания, потому что они действительно народные артисты и в каждом спектакле это доказывают. Если у нас заслуженный учитель один раз спел свою творческую песню и забыл о ней, получив звание, то это говорит прежде всего о нем самом. Если учитель звезда, то он звездой и останется, ведь звезды не гаснут. Давайте вместе с профсоюзной организацией поддержим учителя, поможем ему, но учитель-звезда должен быть к тому, чтобы светить, качество работы со временем у такого учителя должно еще более усиливаться. Например, в школе №1259 работала учитель начальной школы, перед которой я не могу не преклоняться. В декабре 2010 года мы отметили ее восьмидесятилетний юбилей, но когда я видела, как она говорит, как она выглядит, как она общается с родителями, впечатления, что у нее такой солидный возраст, не было. Директор этой школы говорит: «Когда эта учительница ведет детей (она работает теперь в группе продленного дня), я встаю за углом и смотрю, пытаясь понять, что же такое происходит, что она так делает, почему все преисполняются глубоким уважением к этому педагогу?» Как-то мы с коллегой из другого департамента прошли по классам этой школы (учительница-ветеран тогда еще работала в классе), молодые педагоги рассказывали исключительно о себе, а эта учительница предложила посмотреть тетради ее учеников. Мы стали листать тетради, и я была потрясена – такого у нас уже давно не бывает. То, как и что педагог написала ученику, что она в его тетради подчеркнула, позволяет оценить ее работу с учениками даже не на «пять», а на «шесть». Все то, что происходит в классах у таких учителей, никуда не уходит, качество не пропадает, оно просто переходит из одного в другое. За такое качество работы людей и награждают. Кстати, скажу, что не понимаю, когда технического работника представляют на присуждение звания «Почетный работник общего образования». Он может быть трижды почетный, трижды знаменитый, но нужно искать иные формы поощрения: есть грамота окружного управления образования, есть благодарность префекта Центрального округа, есть грамоты профсоюзной организации. Ведь если в образовательном учреждении работают 30-40 педагогов, а из них всего лишь два почетных работника, но то, что третьим будет повар, по отношению к учителям разве справедливо? Простите, это ведь отраслевая награда, которую присуждают за то, что человек дает знания детям. Я не против награждения работников образования, но неправильно, когда мы забираем награду у учителя и отдаем ее повару. Есть Департамент потребительского рынка и торговли, давайте сделаем представление на награждение повара званием «Почетный работник» в этой сфере, когда, например, он стал победителем конкурса «Московские мастера», лучшим кулинаром, менеджером, показал высокий уровень мастерства в своей профессии и профессиональной деятельности.

Бывает так, что в школе много хороших учителей, но ее рейтинг у родителей весьма скромен. Мы своих детей можем повести на региональные олимпиады, приравненные к федеральным, но туда могут привести своих учеников и другие школы, возникнет конкуренция. Мне говорят, трудно стало побеждать на таких олимпиадах, но ведь их много, и самых разных, однако не очень большое количество наших учеников участвуют в региональных олимпиадах. Самодостаточные школы рассуждают так: «А зачем нам посылать детей на эти олимпиады?», высоко не позиционируя себя, хотя это школы хорошие. Такой менталитет у этих школ: «Зачем мы будем о себе рассказывать? О нас и так все знают!» Я всегда сравниваю, сколько детей от каждой школы выходит на очень популярный конкурс «Грант префекта ЦАО». Его участники очень дорожат полученными дипломами, грамотами, сертификатами, но тем не менее не так много детей выходят на этот конкурс, тут школам нужно быть поактивнее, ведь участие в конкурсе полезно и детям, и самим учителям.

Никто не говорит, что гуманитарная школа должна всех отправить на конкурс математиков, для этого есть, скажем, математическая школа, но гуманитариев подготовить для соответствующего конкурса и соответствующей олимпиады – ее дело.

Интересно, проводят ли внутри школы ранжирование каких-то показателей работы учителя, говорят, кто из них работает лучше, кто хуже? К сожалению, профсоюзные организации не всегда принимают в этом должное участие. Но ведь стимулирующую часть фонда можно распределять только тогда, когда есть педагоги, к которым приходят дети. При нынешнем нормативном финансировании спрос на услуги определяет материальное положение школы. Мы просим каждого председателя профкома собрать показатели за год и сделать вывод о том, какова эффективность работы образовательного учреждения. Сегодня работа становится для педагогов личным делом, они должны знать и считать, на что потрачены деньги ОУ, как по-хозяйски ими распорядиться. Нужно смотреть, что у кого и как получается, рассматривать лучший опыт на заседаниях в профсоюзных организациях, анализировать, как решаются самые разнообразные проблемы. Задача профсоюзных лидеров в том, чтобы педагоги поняли, почему так происходит и что зависит от них самих.

Сегодня мы работаем по госзаданию. В школах с углубленным изучением предметов должно быть пятьсот учеников, но там сегодня всего 300, причем на обучение каждого школа взяла у государства 120 тысяч рублей. А есть простая средняя школа, без всяких углублений в изучении предметов, которая взяла на каждого ребенка 63 тысячи рублей, но на эту школу есть значительный спрос у населения, ей можно дать еще три здания, и она наберет соответствующее количество детей. Разница в финансировании у двух школ в два раза, но отличаются они качеством труда педагогов – в простой школе качество труда выше, чем в первой школе минимум в три раза, поэтому туда дети идут – отбоя нет. Есть в Хамовниках гимназия, в которой в прошлом учебном году остались 240 детей, дети побежали оттуда, кто в этом виноват? Каждому родителю мы позвонили и поинтересовались, почему он забрал ребенка из этой гимназии. Ничего плохого не произошло, в эту гимназию приезжали дети из разных концов Москвы, но такие ОУ сейчас есть в Митине, в Жулебине, в других округах, так что зачем тратить время на дорогу, а наша гимназия работала так, как привыкла за годы, но за это время качество образования в Москве выросло, и родители разошлись с детьми по своим районам. Президентская инициатива «Наша новая школа», программа развития образования в Москве на 2012-2016 годы предусматривают повышение качества образования, а не понижение его, обеспечение потребностей как детского, так и взрослого населения, поиск того, что педагогический коллектив может сделать лучше, чем другие. Надо не плыть по течению, а выходить на те уровни повышения качества, которые всегда были в Центральном округе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте