Любой учитель большую часть дня находится на людях и, казалось бы, недостатка в общении не испытывает. Однако, если вдуматься, профессиональное общение – это то, чего большинству из нас явно не хватает. Если математиков или словесников в школе много, то историков обычно один или два. Но если их даже больше, то часто ли они на переменах обсуждают методические проблемы?
Когда в декабре 1997 года создавалась Межрегиональная общественная организация “Объединение преподавателей истории” (МОООПИ), казалось, что дело обречено на провал. Учителя – люди, замученные жизнью, им бы к урокам успеть приготовиться нормально, и то слава Богу. Оказалось, что все совсем не так грустно. Учителя собрались и с тех пор продолжают собираться по крайней мере раз в месяц, а иногда и чаще. Оказалось, что среди московских преподавателей достаточно людей, готовых собираться, разговаривать об истории, делиться своими находками и слушать других. Наверное, свою положительную роль сыграло и место, где обосновалось МОООПИ. Государственная Историческая библиотека хорошо известна и любима московскими историками, а ее гостеприимный учительский зал воспитал не одно поколение учителей. Именно поэтому основное ядро членов МОООПИ сложилось в основном из посетителей учительского зала – а это уже говорит о многом.
Педагогов, завсегдатаев Исторички, уже нельзя назвать замученными жизнью – обучая других, они не перестают учиться сами, а значит, открыты всему новому. Что же новое смогло предложить учителям истории их МОООПИ? Сначала вроде бы ничего особенного. Ежемесячные встречи в Красном зале библиотеки проходили то с большим, то с меньшим успехом – иногда людей приходило совсем мало, иногда оказывался почти полный зал. Во всяком случае учителя знакомились друг с другом, слушали выступления ученых, авторов учебников, своих коллег. Однако если бы работа объединения ограничилась только ежемесячными встречами, оно давно бы приказало долго жить. Очень важную роль в сплочении и расширении МОООПИ сыграло участие его членов в двух очень интересных проектах. Проект “Уроки Клио” длился несколько лет. За это время были созданы три учебных пособия по истории второй половины двадцатого века и методическое руководство к ним. Члены МОООПИ участвовали в семинарах, на которых авторы книг и западные эксперты проводили занятия, знакомя учителей с новыми методиками. После этого московские педагоги, получив комплекты новых учебников, проводили экспериментальную работу с нами, затем снова собирались на семинар и обсуждали с авторами достоинства и недостатки их книг. Увлекательная и творческая работа сблизила членов МОООПИ, выездные семинары дали возможность лучше узнать коллег, обсудить профессиональные проблемы и в то же время отдохнуть и просто пообщаться.
Не менее важную роль сыграл и второй проект – Открытый конкурс школьных исследовательских работ по истории, среди участников которого оказались многие ученики, работавшие под руководством учителей, членов МОООПИ.
После того как выяснилось, что московским учителям интересно вместе, “процесс пошел”. МОООПИ само организовало два выездных семинара. В течение двух лет на весенних каникулах мы выезжали в дом отдыха под Тарусой и здесь, на берегу Оки, в местах, навевающих так много ассоциаций, говорили о преподавании истории, слушали лекции ученых, рассказывавших о новых открытиях в исторической науке. Все это было приятно, интересно, полезно, увлекательно.
Однако все мы учителя, а значит, любим не только слушать друг друга, но и говорить. Во всяком случае на третьем году существования МОООПИ ее члены очень ясно поняли, что они могут и хотят рассказать друг другу о том, что сами умеют делать. Результатом этого стала конференция “Современные темы и методы в современном преподавании”, проведенная в феврале 2001 года. На ней было очень ярко видно, какой большой путь уже проделан МОООПИ. В течение целого дня на трех сессиях члены объединения делали доклады – один интереснее другого. Методические проблемы, повседневная жизнь, использование компьютеров в преподавании истории – по всем этим сюжетам было рассказано и показано очень много поучительного. Мало того, оказалось, что за прошедшие годы, благодаря участию в проектах, мы обросли целой сетью знакомств. На конференцию МОООПИ приехали учителя из Архангельска, Брянска, Владимира, Вологды, Петербурга, Петрозаводска и других мест. Участие украинской учительницы даже превратило конференцию в международную, а наши прибалтийские коллеги не доехали до нас по чистой случайности и обещают обязательно наведаться в будущем году. Самое интересное, что кого-то мы на конференцию приглашали, а какие-то люди, в том числе и из других городов, появлялись сами – что ж, чем больше контактов, тем лучше.
На сегодняшний день у МОООПИ нет недостатка в планах. Мы собираемся развивать несколько проектов – “История повседневности в школе” и “Компьютеры на уроках истории”. Надеемся, что эта работа не только еще больше сплотит ветеранов, но и привлечет новых людей. МОООПИ стало одним из учредителей обновленного журнала “Преподавание истории в школе”, и теперь у его членов есть все возможности высказываться не только на ежемесячных встречах в Историчке, но и на страницах уважаемого издания. Денег, конечно, не хватает, и это досадно, но зато энтузиазма хоть отбавляй. Так что приходите к нам в Историчку, присоединяйтесь к нам во время выездного семинара. Учителя истории не должны чувствовать себя одинокими. Давайте общаться, разговаривать, обсуждать свои дела. Извините за банальность, но когда мы вместе – мы сила.
Тамара ЭЙДЕЛЬМАН,
учитель истории гимназии N 1567,
член правления МОООПИ
Москва
Комментарии