Из всех свобод человека самая легкая – свобода ничего не делать и как следствие жить за счет других. Это главная особенность инфантилизма. Но выросшие дети, заполучившие такую свободу, будут от этого страдать всю жизнь. Могут ли родители, воспитатели, учителя вовремя обнаружить в ребенке отсутствие самостоятельности, ответственности за свою жизнь, отсутствие желания не отставать от сверстников? Можно ли скорректировать процесс воспитания? Что надо знать и как должны поступать родители в этом случае?Об этом мы беседуем со школьным психологом, специалистом в области семейной психологии, кандидатом психологических наук Борисом ТОМСКИМ. Вместе разбираем житейские ситуации.
– Борис Борисович, прокомментируйте, пожалуйста, эти жизненные ситуации, которые встречаются нередко и могут быть названы типичными. Как-то я встретила свою давнюю знакомую. Она пожаловалась на свое житье-бытье. Ее сорокалетний сын Михаил не работает. Вдвоем живут на ее пенсию. Время от времени сын что-то находит, устраивается, но вскоре увольняется. Или ему что-то не нравится, или он сам не подходит для этой работы. И снова Михаил сидит дома и на упреки матери заявляет, что меньше чем на 50 тысяч рублей работать не пойдет. Единственная отрада – не пьет и не курит. Ей было трудно, когда она растила сына одна, трудно и сейчас, когда он уже мужчина средних лет. Услышав эту историю, я, естественно, посочувствовала ей, но не очень удивилась, потому что, увы, знаю немало таких случаев. И этот не исключение… – Сегодня инфантилизм повзрослел, и таких неприкаянных людей больше, чем, скажем, в 80-90-е годы прошлого века. На первый взгляд нередко милые наивные люди. Они словно живут на острове вдали от мира, хотя и видят жизнь, которая порой наносит им удары. Некоторые считают это явление болезнью постиндустриального века, поднявшего общее благополучие основной массы населения. На мой взгляд, это социальная неполноценность личности, несостоявшейся в силу воспитания и образа жизни, а это мешает и жить нормально, и активно трудиться. Кстати, до XIX века подобного явления, по существу, не было. В том же романтическом XVIII веке дети, вырастая, становились, как правило, практичными, ответственными и самостоятельными. А в сегодняшнем рациональном времени появляются уже не отдельные индивидуумы, а целые категории людей, которые витают в своих заоблачных фантазиях и не способны ни на какие решения относительно собственной жизни. Даже те из них, которые получили образование и нашли работу, свободное время проводят за компьютерными играми, гоняют на мотоциклах или просто бьют баклуши. Эти свои роли великовозрастные чада заучили еще детьми. Как правило, за них всю работу по дому, по хозяйству, на даче делают родители. Ваш пример тоже не редкость, когда в семье с небольшим достатком великовозрастное дитя садится матери на шею. Мама растила сына одна и старалась, чтобы он ни в чем не нуждался, к самостоятельности не приучала. Он привык к этому и иного существования не представляет, потому что вырос без собственного опыта, не умеет отвечать за себя и свои действия, обеспечивать себя и мать. Хотя у матери была возможность сделать сына-подростка главой семьи, возложить на него ответственность. Но она этого не сделала, любя сына слепой любовью. Замечено, что многие матери трудно отпускают ребенка в самостоятельную жизнь. Вот он и вырастает эгоистом и захребетником.Пороки воспитания еще нагляднее проявляются в состоятельных семьях. Допустим, родители сами росли в нужде, а разбогатев, своих детей балуют без меры, заваливая игрушками, исполняя все прихоти. Ребенок становится взрослым, не получив никакого опыта, потому что отцы и матери все решения принимают за него. И став взрослым, такой человек, если перед ним возникает проблема, или бежит от нее, или переправляет ее отцу-матери. Воспитание – трудное дело, и родители нередко просто откупаются: у тебя все есть, ты всем обеспечен, что тебе еще от нас нужно? За родительские деньги чада получают дипломы, автомобили, заграничные курорты. Вот и привыкают дети жить на всем готовом, причем с возрастом растут только аппетиты, но, увы, не осознание ответственности за свою судьбу. Для них жизнь – игра в полном смысле слова. В загородных коттеджных поселках, где живет элита, полно таких неприкаянных взрослых детей с набитыми карманами, ничем не озабоченных, кроме развлечений.Есть такая мудрая притча: «Бог говорит: «Роди ребенка и отпусти его». А дьявол нашептывает: «Роди ребенка и задуши его своей любовью». Не по дьявольскому ли совету растят иные родители своих детей?- А вот еще пример, тоже взятый из жизни. У моих знакомых дочь вышла замуж, еще учась в университете. Молодые поселились у ее родителей. Для девушки ничего не изменилось: мама по-прежнему готовила, стирала, покупала все необходимое. Стипендию они не получали, жили на деньги своих родителей, благо что те были состоятельными. Молодые люди и учились на деньги родителей, видимо, поэтому не ценили возможности получить образование, позволяли себе развлечения вместо лекций, а потому посещать занятия им было некогда, и преподаватели видели их лишь изредка. Дважды брали академический отпуск. Наконец два года назад все-таки получили дипломы. Все это время оба пытаются найти работу по душе, чтобы работать поменьше, а получать побольше. Они продолжают вести светский образ жизни, общаются с друзьями, ездят отдыхать в Европу. Конечно, на деньги родителей. Девушка все-таки поработала месяца три, но уволилась. Сейчас она ждет ребенка, но дальнейшая жизнь ее совсем не заботит…- Очень характерная ситуация для инфантильных молодых людей: пока живы родители, они вечные дети. Веселятся, развлекаются, получают удовольствия… В современной жизни ценят только культ потребления. Они молоды, в расцвете сил – весь мир принадлежит им. Сегодня в нашем обществе модно быть молодым, молодятся все, даже глубокие пенсионеры. Бери от жизни все – их лозунг. Великовозрастные чада не хотят соответствовать своему возрасту. Они, как несмышленыши, продолжают и материально, и эмоционально зависеть от родителей. Трагедия в том, что они не хотят понимать своего зависимого положения. Родители же не будут опекать их вечно. Что будет, когда родителей не станет? Вот и эти двое молодых людей не задумываются о будущем. Когда у них родится ребенок, они всю заботу и воспитание целиком поручат родителям и будут воспринимать его как младшего брата или сестру. Вряд ли рождение ребенка поспособствует взрослению молодых родителей, скорее прибавится хлопот бабушкам и дедушкам.Сегодня детей воспитывают главным образом матери, а отцы, как правило, берут на себя только материальную заботу о семье. – Нередки случаи, когда родители перекладывают воспитание на плечи бабушек, дедушек или нянь. Расскажу такую историю. Когда Ане исполнилось семь лет, ее мама уехала на заработки: сначала в Польшу, Италию, а потом закрепилась в Германии. Домой присылала деньги, чтобы дочка ни в чем не нуждалась, приезжала на родину два раза в год и всего на несколько дней. Аня росла болезненной девочкой, и бабушка, естественно, жалела и берегла любимую внучку сверх меры, все делала за внучку сама, даже задачи по математике решала.К сожалению, результат бабушкиного воспитания радости не принес. Девочке тринадцать лет, она растет беспомощной, ничего не умеет делать, а главное, не хочет. – Бабушка, конечно, решала за внучку не только задачи по математике, но и жизненные задачи, которые встают перед каждым ребенком. Эти задачи простые, но ребенок должен научиться решать их самостоятельно, чтобы приобрести необходимый опыт, он понадобится в будущем. А бабушка с ее слепой любовью лишает ее даже возможности накопить опыт самостоятельности. Между тем именно в период от семи до тринадцати лет закладываются основы развития личности. Это тот возраст, когда необходимо учить ребенка брать на себя ответственность за поступки, ему нужно поручать какие-то дела, за которые он отвечает. Не хочется думать, что в случае с Аней исправлять положение поздно, но многое упущено, девочка растет инфантильной. Инфантилизм – это незрелость человека, его поступки во многом похожи на детские, он не предвидит возможных их последствий. Становясь взрослым, он в любом возрасте боится жить самостоятельно, без подсказки, без поддержки даже в мелочах со стороны родителей и других близких. «Меня некому защитить, мне некому помочь» – это я слышал от одного сорокалетнего «мальчика». Приходилось наблюдать и таких людей, которые живут плохо, даже бедствуют, но ничего не делают, чтобы изменить положение, да и не хотят ничего делать, чтобы жить по-другому. Уж сколько раз твердили миру: задача воспитания – научить наших детей обходиться без нас (слова французского писателя XIX века Эрнста Легуве). Да только все не впрок. Сегодня педагоги, психологи, ученые с тревогой отмечают распространение относительно редкой в прошлом болезни – инфантилизма. Число беспомощных взрослых мужчин и женщин, сидящих на шее у стареющих родителей, растет год от года. Несамостоятельность, незрелось, наивность во всем, что касается жизни, привычка к праздности, нежелание трудиться, безответственность и беспечность – симптомы этого опасного явления.
Комментарии