search
main
0

Надо благодарить за все. Анна КАМЕНКОВА

Наверное, то, что в шесть лет ее пригласили сниматься в кино на главную роль, за которую на фестивале в Аргентине дали первый приз, – не самое поразительное в жизни нашей героини. У нее вообще было необыкновенное детство и удивительные папа и мама, без которых она вряд ли бы стала тем, кем стала. Родители заслуженной артистки России Анны Каменковой преподавали в школе русский язык и литературу. Мама, Ольга Александровна Каменкова-Павлова, была очень светлым человеком, творческой натурой, писала стихи, прекрасно рисовала. К сожалению, она умерла, когда Ане было всего девять лет. К отцу, Семену Абрамовичу Гуревичу, который был учителем в старших классах, возили детей со всех концов Москвы. Педагогом он был уникальным. К примеру, когда проходили рассказы Чехова, Семен Абрамович приносил в класс коллекцию старинных фотографий начала века и просил учеников в вынутом наугад портрете найти черты чеховских персонажей. И мальчишки, входя в невероятный азарт, находили героев Антона Павловича один в один! А еще Семен Абрамович, знакомый со многими известными людьми, приглашал в класс ученых, актеров, чтецов, к примеру, Яхонтова. Библиотека у них дома была колоссальная, и будущая актриса с детства «жила в книгах». Когда приходили гости, папа говорил дочке: «Аня, расчисти дорожку!» – и она убирала занимающие все пространство книги, чтобы можно было дойти до его стола. Отец водил девочку на все вечера в Дом учителя, на творческие встречи, в театры.

Досье «УГ»Анна Семеновна КАМЕНКОВА-ПАВЛОВА, заслуженная артистка РСФСР.Снималась в картинах «Солнечный ветер», «Визит к минотавру», «Поздняя любовь» и других. Среди ее кинопремий: за лучшую детскую роль на II Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата, Аргентина (1960 – за фильм «Девочка ищет отца»); за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе (1989 – за ленту «Софья Петровна»); за лучшую женскую роль на фестивале «Балтийская жемчужина» (1993 – за картину «Ты есть»).C 1974 пo 1992 год paбoтaлa в Mocкoвcкoм тeaтpe нa Maлoй Бpoннoй. Среди театральных ролей: Bepoчкa («Mecяц в дepeвнe» Typгeнeвa), Агафья («Женитьба» Гоголя), Анна («Варвары» Горького), Варя («Брат Алеша» по Достоевскому), Мария («Мать Иисуса» Володина), Анфиса («Пути-перепутья» Абрамова). B нacтoящee вpeмя coтpyдничaeт c paзными тeaтpaми и нeзaвиcимыми кoмпaниями.

– Но папа вовсе не хотел, чтобы я стала актрисой, наоборот, он надеялся, что я буду педагогом, – улыбается Анна Семеновна. – Но, слава богу, он застал мои первые удачи в театре.

– В вашей жизни было много удивительных событий, вроде раннего попадания в кино. По-вашему, это был случай или судьба? Вообще вы верите в судьбу?

– А судьба – это и есть случай, мне кажется. У меня вообще ощущение, что меня всю жизнь ведут за руку. Я никогда не боролась ни за роли, ни за карьеру. Я считаю, что мое ко мне придет. И приходит! Какое-то время назад я играла в спектакле «Ханна», это была моя любимая роль – мощная, подарочная. Но спектакль закрыли, потому что он не делал кассы. Я вообще некоммерческая актриса… Прошел год, и я смирилась, что таких ролей в театре у меня уже не будет.

А потом худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз предложил мне попробовать сыграть в пьесе «Неожиданное», которую в этом театре ставил французский режиссер Франк Бертье. В результате непростой работы у нас получился драматический моноспектакль – необычное соединение русской актерской школы переживания с условностью и отстраненностью европейского театра. Я эту роль обожаю, хотя после спектакля дня два хожу никакая… Но чем больше я отдам в роль, тем я счастливей.

– Насколько это тяжелое испытание для психики – выходить из сложных драматических ролей?

– Вообще от ролей в хороших спектаклях долго отходишь – день, два. В кино тяжело далась, пожалуй, только «Софья Петровна». Во-первых, я играла героиню намного старше себя – мне было 34 года, а Софье Петровне было за пятьдесят. Во-вторых, 30-е годы прошлого века, сталинские годы, в которые она жила, – страшное время, тебя там просто уничтожают. В такой ситуации срабатывает генетическая память, и вдруг абсолютно реально ощущаешь себя в той жизни. И это такой ужас… Мы возили фильм на фестиваль русского кино во Францию, и французы после просмотра потрясенно говорили: такого не может быть, так с людьми не поступают!.. В такие роли погружаешься очень глубоко, и потом трудно возвращаться. Я выныривала из «Софьи Петровны» очень долго. Ходила состарившаяся, сгорбленная, с потухшими глазами. Конечно, пыталась помолодеть снова: покрасилась в блондинку, нещадно накладывала тушь на ресницы, но это не помогало. Все пришло в норму со временем, с другими ролями.

– Но ведь бывает и наоборот, когда актер молодеет на сцене, как вы в спектакле «Неожиданное». От вашей героини идет такая мощная, даже агрессивная молодая энергия, что больше 25 лет вам не дашь!

– Серьезно? Боже мой, как приятно! Хотя я ее играю, не задумываясь о возрасте, так, как чувствую себя сейчас.

– Насколько я знаю, с переходом из репертуара для молодых красавиц на роли мам у вас проблем не было?

– Абсолютно! Мое счастье, что я никогда не ощущала себя красивой. Поэтому я не переживала ужас, который чувствуют красивые женщины, когда увядают. Наоборот, у меня есть ощущение, что с возрастом я становлюсь все лучше и лучше, правда! (Смеется.) Я, конечно, понимаю, что надо следить за собой, нанести кремчик, не есть жирного и сладкого… С весом я, кстати, тоже борюсь всю жизнь: меня всегда качает в пределах 3-5 килограммов. В похудении у меня нет никакой системы. Фитнес-клуб я не посещаю, хотя однажды у меня была годовая «золотая» карточка. Я сходила раза три и бросила: при виде этих красивых, ухоженных женщин в костюмах «Адидас», которые беседуют с личным тренером, я почувствовала, что не туда попала… Конечно, в этом я не права, но я не зацикливаюсь на внешности.

– У вас потрясающий голос! Неудивительно, что вы озвучиваете иностранные фильмы, среди которых «Фрида», «Восемь женщин», «Послание в бутылке». Не жалко растрачивать себя на дубляж?

– Еще студенткой я озвучила Джульетту в «Ромео и Джульетте» Франко Дзефирелли, хотя кастинг, как сказали бы сейчас, на эту роль был колоссальный! Я много дублировала даже тогда, когда активно снималась, потому что люблю это дело. Это такое удовольствие, когда на экране хорошая артистка и твой голос абсолютно ложится на ее образ! После недавнего показа по телевидению «Послания в бутылке», где я озвучивала героиню Робин Райт Пенн, мне позвонили несколько человек и сказали, что у них странное ощущение: смотрят на Райт, а видят меня, настолько мы слились в фильме. Вот это дорогого стоит! Ради этого и работаешь, а совсем не из-за денег – за озвучивание платят копейки. Когда у меня нет работы, я честно работаю на дубляже и закадровом озвучании, и мне за это не стыдно.

– Сейчас вы мало снимаетесь, зато в театре у вас есть прекрасные роли. Вы считаете свой роман со сценой более счастливым, чем с кино?

– Наверное. В юности я попала к великому Анатолию Эфросу – это вершина ХХ века в театре. К тому же я играла героинь Достоевского, Тургенева, Горького, что само по себе счастье. В этом смысле мне очень жаль молодых актеров: им не на чем учиться, не на сериалах же! И все равно я верю, что современные театр и кино придут к глубокому материалу, к классике.

Мне невероятно повезло и с мужем, Анатолием Спиваком. Он – грандиозный режиссер, с ним мы сделали четыре спектакля, одни из лучших в моей театральной жизни. В кино я сейчас почти не снимаюсь, потому что мало интересных предложений. Но и там было много замечательного. Взять хотя бы моих партнеров по экрану: я работала со Смоктуновским, Джигарханяном, Шакуровым, Марковым, Броневым, Козаковым!

– Судя по нашей беседе, вы умеете быть счастливым человеком?

– Чем дальше, тем больше я ловлю себя на том, что ощущаю себя счастливой если не раз в день, то достаточно часто. Просто так, внезапно. Когда еду, например, в машине – передо мной ночной город, играет джаз, и я вдруг думаю: как же хорошо! Для того чтобы почувствовать полноту счастья, надо через многое пройти, пережить и драму, и трагедию. Страшно, когда в жизни чувствуется пустота.

Надо благодарить за все, даже за болезни. В прошлом году я страшно заболела, долго валялась в больнице, и мне казалось, что я не выкарабкаюсь, но именно тогда у меня появилось время подумать, раскрутить свою жизнь, и я вылезла! Ведь если человек здоров, он не понимает, что это такое, когда не слушается нога. А потом, когда может идти, это такое счастье, настоящее! Иногда нам нужны такие встряски. И когда я лежала под капельницей никакая, до меня многое дошло, и я подумала: спасибо за все, Господи! Спасибо, что мне это дал, чтобы я до чего-то важного додумалась, дочувствовалась…

– Не могу не спросить у вас, как у мамы, про еще один огромный источник счастья – про сына. Поделитесь опытом, как воспитать из ребенка образованного, воспитанного и просто хорошего человека?

– Я безумно люблю сына. Он в моей жизни – номер один. Сережа учится на юридическом факультете в Высшей школе экономики и, слава богу, никакого отношения к театру не имеет. Мне кажется, у нас сложились правильные отношения вне зависимости от моих успехов-неуспехов на сцене и в кино. Мы с ним можем говорить абсолютно обо всем.

Я думаю, с самого раннего возраста ребенка надо не учить, а жить вместе с ним и каждую ситуацию обсуждать. Запретить ничего нельзя. У меня один принцип воспитания: самому жить прилично и достойно, не делать гадостей, не врать. И тогда дети все поймут: они умнее нас. Да и образованнее. Взять хотя бы знание иностранных языков: я не знаю ни одного, а сын – два. Другое дело, что я тоже приложила усилия, чтобы дать ему такое образование. На это не нужно жалеть ни времени, ни денег, потому что потом усилия окупятся сторицей.

Сцена из спектакля «Неожиданное». Фото Елены ЛАПИНОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте