После официальной публикации рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2015-2016 учебного года самым часто задаваемым вопросом стал: «Что способствовало такому резкому скачку вверх на 126 пунктов за один год?» Школа действительно поднялась с 498-й на 372-ю позицию, несмотря на уникальность и специфику района, небольшого по территории и локализованного с трех сторон нефтеперерабатывающим заводом, простирающимся от Марьино до Кузьминского лесопарка, Московской кольцевой автомобильной дорогой и Москва-рекой. Контингент обучающихся в основном состоит из детей рабочих и служащих района, многодетных семей и семей из других регионов, посещающих два образовательных комплекса.
Модернизация, проводимая Департаментом образования в московском образовании, позволила достичь успехов многим школам города. Обеспеченная высокотехнологичным оборудованием современная школа сегодня способна вести образовательную деятельность с использованием различных инновационных технологий и методологий, привнесенным из научных областей. Сегодня школам предоставлена некоторая свобода в формировании учебного процесса, поскольку конечный результат работы един для всех и определяется знаниями учащихся, демонстрируемыми на ЕГЭ, тренировочных и диагностических работах единой статистической системы «СтатГрад» и олимпиадах. Траекторию пути следования к этим достижениям образовательное учреждение выбирает самостоятельно, обеспечивая себе тем самым положение в рейтинге.Комплекс – школа №1996 является современной саморазвивающейся системой, стремящейся завоевать доверие потребителя, постепенно приобретающей очертания надежной школы – школы будущего. Школа находится в постоянном поиске методов и способов обучения и развития, способствующих формированию культурной, интеллектуальной, конкурентоспособной личности с гражданской идентичностью, ставя в приоритет воспитание молодого поколения – национального и духовного будущего России.За последние годы образовательная организация добилась серьезных успехов. Оценка эффективности деятельности школ, составляемая Центром педагогического мастерства на основе учебных результатов учащихся и воспитанников, стала главным инструментом для определения ориентиров в работе учреждения. Благодаря важнейшей особенности рейтинга – его открытости, прозрачности и доступности есть возможность поэтапного отслеживания собственной результативности.Грамотно выстроенная система самоанализа и обязательный мониторинг образовательного процесса позволяют достигать хороших результатов. Так, в 2015-2016 учебном году выдано несколько аттестатов особого образца учащимся, окончившим ступень основного общего образования, и медаль «За особые успехи в обучении» в 11-м классе. Порадовали выпускники, сдавшие ЕГЭ-2016 по математике с качеством 94 процента. Систематизирована работа с высокомотивированными школьниками, стремящимися к победам в олимпиадах, высоким результатам на экзаменах. С этой целью организованы циклы консультаций, групповых и индивидуальных занятий по подготовке обучающихся к участию в конкурсах. Результативность участия во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников в этом учебном году добавила в рейтинг баллов значительно больше, чем в прошлом. В олимпиаде «Музей. Парки. Усадьбы» число победителей выросло на 25 человек в сравнении с 2014-2015 учебным годом и в 2 раза увеличилось количество призеров. Доску достижений в данном мероприятии украсили один суперпобедитель и 12 команд из числа суперпризеров. Школьники организации принимали участие в 40 значимых мероприятиях Департамента образования Москвы из 69. Двадцать два мероприятия оказались для наших учащихся результативными: конкурсная программа «Новые вершины» – 5 призеров и 11 победителей, VII Московский литературный фестиваль «Книга собирает друзей» – один победитель и два призера и другие с аналогичными показателями. Следовательно, можно говорить о содержательном и методическом наполнении образовательного процесса.Технологическая составляющая, сопровождающая обучение, расширяет возможности получения информации из разных источников, упрощает способы общения с учителями, сверстниками и миром в целом с помощью дистанционных коммуникаций. Наше учреждение является победителем II этапа проекта «Школа новых технологий». Современные технологии помогают привить интерес ребят к информатизации процессов, окружающих нас. Это доказывают результаты и численность (более половины учащихся) выбирающих ИКТ как экзамен по выбору после 9-го класса, а также наличие победителя в Московской олимпиаде школьников по компьютерной графике.Интеллектуальные потребности нынешних детей очень разнообразны, а значит, и структура школы должна быть многогранной, предоставляющей больший спектр образовательных услуг в различных направлениях и с многоуровневой подготовкой. Сейчас старшеклассники получили возможность выбрать один из трех профилей: социально-гуманитарный, социально-экономический или универсальный, а также воспользоваться обучением по индивидуальным учебным планам. Находящееся в зоне доступности, реализующее вариативное многопрофильное обучение, ОУ представляет каждому выбор образовательной траектории по возможностям, способностям, желанию и потребностям. Семьи воспитанников, проживающие в Капотне, несмотря на отдаленность района, могут реализовать свое право на получение знаний в любой из предметных сфер, не выезжая за его пределы.Не только сбалансированный учебный план, но и организация внеклассной и внешкольной деятельности являются составляющими успеха и огромным ресурсом в создании условий для развития школьников. Положительная динамика в работе со сложным социальным контекстом через систему дополнительного образования дает старт вертикальной мобильности для данного контингента. Система допобразования представлена широким спектром услуг на бесплатной и внебюджетной основе, охватывающая спортивные, эстетические и научные направления, открытые на основе соцопроса. Таким образом, решается вопрос досуговой занятости подрастающего поколения. Ребята выбирают себе занятия по своим возможностям и потребностям, уровню желания и подготовки.Качественный показатель деятельности данного отделения также для нас очень значим – это наличие победителя в олимпиаде по робототехнике, победителя и призеров по изобразительному искусству и технологии. Спортивное направление пополнило число победителей в Президентских состязаниях и шахматных состязаниях «Белая ладья». По отдельным видам спорта обучающиеся могут улучшить свою физическую подготовку, посещая спортивные секции: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, дартс, петанк. Самыми успешными по итогам прошедшего учебного года здесь были выступления ребят, занимающихся дартсом и получивших два первых места в Московском чемпионате.Продолжая тему внеурочной деятельности, нельзя не отметить гражданско-патриотическое воспитание. В 2016 году учащихся 7-го класса стал призером конкурса «Юный краевед», заняв 2-е место. В конкурсе «Музея первые шаги» есть свои призеры и победитель. Ежегодно наши учащиеся в призерах конкурса «Путь поколений».Работа над исследовательскими и социальными проектами является одним из компонентов деятельностного подхода в обучении и пронизывает все ступени образования: участие принимают воспитанники ДОУ, учащиеся 1-4-х классов, основной и старшей школы. Дети с нетерпением ждут защиты своих проектов на ежегодной конференции «Этот удивительный мир», где получают объективную оценку своей работы от членов жюри, зрителей и других участников из разных школ столицы, входящих в состав «Университетско-школьного кластера».Чтобы обеспечить данную разностороннюю и качественную подготовку, школе был необходим коллектив идущих в ногу со временем профессионалов, способных мгновенно реагировать на происходящие изменения в науке и обществе. Управленческая команда нашей школы, учитывая особенности территориального расположения района, выработала стратегию обучения учительского корпуса работе в новом формате с учетом современных тенденций в образовании. Вначале путь был достаточно тернист, но дорогу осилит идущий. Стартом послужила психологическая подготовка через ряд тренингов по командообразованию, тайм-менеджменту, стрессоустойчивости, конфликтологии и другим темам. Значительный вклад в общую переподготовку внесла включенность в проект сетевого взаимодействия школ «Некрасовская республика», в рамках которого академики, профессора и кандидаты педагогических, экономических наук и психологи НИУ ВШЭ проводили циклы лекций и семинаров. Сетевое взаимодействие этим не ограничивалось. Рабочие группы творческих педагогов организовывали встречи-практики, вебинары по обмену результативностью проводимых инициатив. Дальнейшее сотрудничество с НИУ ВШЭ продолжается через включенность в «Университетско-школьный кластер» и «Консорциум школ – лабораторий образования», где лекции уже носят установочный характер, выездные семинары проходят в активной форме и заканчиваются публичной защитой проекта. Первый «удар» приняла на себя творческая группа административного блока в лице заместителей руководителя, блистательно защитив проект образовательной программы.Школа использует также и свой ресурс по обмену опытом для повышения профессионального мастерства и педагогических компетенций учителей через акции «Открытый урок» и «Идеальный урок». Ежегодное самоисследование по теме самообразования дает либо ресурс к достижению поставленных глобальных целей, либо оценку собственной деятельности. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Коллектив давно пришел к выводу, что вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Учитель учится всегда! Помимо обучения на курсах повышения квалификации в школе развито наставничество для молодых педагогов и желающих профессионально расти. Коллектив творческих единомышленников объединяет желание работать, а не зарабатывать. Конечно, для всех важна финансовая стабильность, и ее обеспечивает в московских школах достаточно понятное и прозрачное формульное финансирование. Происходит логичная смена коллег, уходящих на заслуженный отдых, и приход молодых кадров. Особенно приятно, если этот новый педагог – бывший выпускник, вернувшийся в свою альма-матер в статусе учителя.В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в федеральных государственных образовательных стандартах обозначена важность развития школьного ученического самоуправления для социализации учащихся, воспитания и развития личности ребенка как ответственного гражданина в государственно-общественной системе. Миссия школы – в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни, ориентации в реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. По мнению председателя школьного ученического совета «Лидер» школы №1996, выбранного в 2016 году председателем окружного актива Юго-Восточного округа: «…залог успеха прежде всего комфортные условия, которые мотивируют познавать новое, двигаться вперед и достигать новых целей». Школьное ученическое самоуправление – составная часть управленческого процесса, а точнее, соуправления школой наравне с взрослыми, ведь представители ШУС входят в состав управляющего совета. Открытые ответы на волнующие вопросы, совместное обсуждение проблем, принятие взаимоприемлемых решений, доступность изложения являются постепенным переводом участников общения в прямой, непосредственный диалог. Совместное согласование действий и программ с родительской общественностью дает возможность в дальнейшем избежать недопонимания, с одной стороны, и получить поддержку – с другой. Для взрослой аудитории в школе созданы и работают общешкольное собрание «Открытый микрофон», родительский клуб «Большая перемена», классные встречи «Решаем вместе», литературные и музыкальные гостиные, которые изменяют формат общения. Содержательный и доверительный диалог развивает способность к рефлексии, родитель начинает слышать и видеть, становясь неотъемлемым участником и помощником.Постоянно происходящие изменения в современном обществе не дают права расслабляться. Наша задача – подготовить зрелую образованную личность, истинного гражданина своей Отчизны. Если каждый из нас будет регулярно вносить свой посильный вклад в общее дело, мы придем к большим достижениям и победам. Хотелось бы закончить словами мэра Москвы С.С.Собянина: «Стоять на месте нельзя, поскольку весь мир продолжает работать над совершенствованием системы образования».Анжела АДАМИЧ, и.о. директора школы №1996
Комментарии