Южный административный округ – самый крупный округ Москвы. На его территории проживают около 1,6 миллиона человек. Но ЮАО отличается не только этим. Здесь пристальное внимание уделяют развитию школьного физического воспитания и детско-юношеского спорта. Самое большое количество чемпионов страны, Европы и мира среди юношей, представляющих Москву, воспитаны именно в Южном округе. Особое развитие получают такие виды спорта, как бальные танцы, бейсбол, велоспорт, восточные единоборства, мини-футбол, дартс, бокс. Следует также отметить, что ЮАО – прошлогодний победитель спартакиады города Москвы среди школьников в командном зачете. Обеспечивает и координирует процесс физического воспитания в общеобразовательных учреждениях ЮАО детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП) №1 «Юность». Во всех 16 районных управах созданы филиалы ДЮКФП, работают около 50 школьных спортивных клубов. Они имеют свою индивидуальную направленность и культивируют один или два вида спорта. Например, клуб «Кристалл» (СОШ №838) развивает бальные танцы, клуб «Ермак» (СОШ №975) – бейсбол и одно из современных направлений велоспорта, в пяти школьных клубах воспитывают боксеров.
Ежегодный окружной смотр-конкурс по физическому воспитанию имеет 45 критериев оценки – от учебной и внеклассной работы до качества кадрового обеспечения и материальной базы. На юге столицы четко выстроена не только система работы, но и система поощрения. Южным окружным управлением образования учреждены различные призы, награды и премии. Лучшие учителя физической культуры награждаются медалями «». Специальный приз вручается и директору школы, внесшему значительный вклад в развитие физкультуры и спорта.
СтатфактВ 2005-2006 учебном году в системе образования Южного округа работали 500 учителей физической культуры, 231 воспитатель и 59 инструкторов по плаванию. Курсы повышения квалификации прошли 57 педагогов, 39 воспитателей по физической культуре и 18 инструкторов по плаванию. На заочное обучение в ПИФК при МГПУ было направлено 5 учителей физической культуры и 2 воспитателя ДОУ, не имеющих высшего физкультурного образования.
Синергия-спорт
В каждом детском саду Южного округа введена ставка воспитателя физической культуры, в районах работают методисты по дошкольным учреждениям, школьный методист, методисты по взаимодействию с открытыми площадками по месту жительства. Система выстроена слаженно, что позволяет добиваться ощутимых результатов в развитии детско-юношеского спорта. Во время зимних каникул и в конце учебного года в Южном округе проводятся свои малые олимпийские игры. На различных этапах в них принимают участие от 15 до 20 тысяч школьников. Организуются десятки открытых турниров, мемориалов на призы выдающихся отечественных спортсменов и ветеранов спортивной педагогики. Традиционным стал турнир по хоккею с шайбой на приз Владислава Третьяка. Зимой в Южном округе под патронатом управления образования заливается около 40 катков и хоккейных площадок. Проводятся различные мероприятия спортивной направленности, среди которых особой популярностью пользуется конкурс «Ледовар». Ребята сами заливают лед, следят за его состоянием, расчищают от снега. Школам-победительницам вручают призы – новый спортивный инвентарь и оборудование.
Ежегодный окружной смотр-конкурс по физическому воспитанию имеет 45 критериев оценки – от учебной и внеклассной работы до качества кадрового обеспечения и материальной базы. На юге столицы четко выстроена не только система работы, но и система поощрения. Южным окружным управлением образования учреждены различные призы, награды и премии. Лучшие учителя физической культуры награждаются медалями «Синергия-спорт». Специальный приз вручается и директору школы, внесшему значительный вклад в развитие физкультуры и спорта.
В Южном округе хорошо понимают, что без развития материально-технической базы невозможно добиться достижений в области физического воспитания молодежи. Практически все школы оснащены современным спортивным инвентарем и оборудованием. Хочется отметить, что в этом учебном году планируется приобрести спортинвентарь на сумму более 2 миллионов рублей, который будет поставлен в 48 школ округа.
На европейском уровне
В кабинете начальника физкультурно-спортивного объединения детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) №1 «Юность» Николая ФЕДЧЕНКО – множество призов и кубков, завоеванных юными спортсменами Южного административного округа в соревнованиях самого разного уровня. На стенах – фотографии школьных команд и памятные знаки. Среди них выделяется красочностью и внушительным размером вымпел от МВД, полученный за победы школьников Южного округа Москвы в состязаниях по рукопашному бою. Разговор заходит об успехах юных атлетов на аренах России, Европы и мира и плавно перетекает в русло проблем укрепления здоровья школьников за счет уроков физической культуры и развития массового детско-юношеского спорта.
– Николай Семенович, в ЮАО полным ходом идет строительство межшкольных стадионов. Какие задачи они будут решать?
– В ходе выполнения московской городской программы по развитию различных видов спорта в округе введено в эксплуатацию 8 межшкольных стадионов. На следующий год планируется построить еще столько же. Таким образом, в каждой районной управе округа будет свой прекрасный межшкольный стадион, который строится на базе 2-3 школ, расположенных рядом. Межшкольный стадион представляет собой современную спортивную арену, состоящую из футбольного поля, беговой дорожки, гимнастического городка, баскетбольной и волейбольной площадки, теннисного корта. Все это выполнено с применением новейших технологий и на высоком европейском уровне. Еще мы собираемся создать межрайонный школьный спортивный клуб, где будут заниматься самые перспективные юные атлеты. Они должны стать спортивным резервом не только Москвы, но и России.
– Известно, что в ЮАО действуют экспериментальные площадки самой разной направленности. Расскажите о некоторых из них.
– В прошлом году закончился эксперимент «Школа здоровья». В ее основу был заложен следующий принцип. Дети по состоянию физического здоровья разделялись на группы и категории. Подавляющее число учеников занимались на уроках физической культуры, дети с ослабленным здоровьем проходили всевозможные процедуры, делали гимнастику до и между уроками, пили фиточай. Освобожденные дети занимались с медицинским работником и делали специальные упражнения. Для занятий были созданы все необходимые условия. Эксперимент показал, что за школой здоровья – будущее.
В 2005-2006 учебном году завершилась экспериментальная работа по реализации программы «Диагностика и коррекция нарушений осанки учащихся». В рамках эксперимента в школы Южного округа поставлено специальное оборудование на сумму около 14 миллионов рублей, методические пособия на сумму свыше 5 миллионов рублей. В 23 детских поликлиниках прошли диагностическое обследование 13128 учеников 1-х и 6-х классов. На базе семи опорных школ открыты центры, в каждом из которых были проведены семинары для учителей физической культуры по темам: «Работа групп коррекции осанки в блоке дополнительного образования», «Дифференцированный подход к детям с выявленной патологией на уроке физической культуры».
Плавают все!
– Николай Семенович, еще древние греки говорили, что человек, не умеющий плавать, не приспособлен к жизни. Я слышал, в Южном округе в этом направлении идет большая и эффективная работа.
– Да, в округе разработана и действует программа обучения детей плаванию. У нас плавают практически все ученики пятых классов. Ежегодно мы обучаем этому виду спорта более 20 тысяч школьников. При дополнительном финансировании в сумме 1 миллион 772 тысячи рублей в этом учебном году есть возможность обучить плаванию 7600 детей, а также решить проблему обеспечения водой школ полного дня. Не забываем мы и о дошколятах. Занятия по плаванию проводятся в 54 детских садах. В прошлогоднем окружном смотре-конкурсе «Дельфиненок» участвовали команды из 18 дошкольных учреждений в количестве 160 детей. Дополнительное обучение плаванию ребятишек, которые не ходят в детские сады с бассейнами, в прошлом учебном году решалось путем создания групп кратковременного пребывания «Учусь плавать». Такие группы были созданы в 10 ДОУ, в них занимались около 150 детей.
Возрождаем русские традиции
– Ведется ли в округе работа с трудными подростками?
– Несомненно. Мы тесно сотрудничаем с органами внутренних дел. Ребята, которые хотят стать на путь истинный, приходят к нам. Мы не отказываем никому. Подростки занимаются борьбой, боксом, восточными единоборствами. Восточные единоборства – это очень серьезная и опасная вещь. При неправильном подходе подростку можно вбить в голову агрессивную идеологию, и он станет преступником. Чтобы этого не происходило, мы создали в округе специальную комиссию. Аттестацию проходят все тренеры по карате, ушу, которые работают на базе школ. Мы подходим к этому вопросу очень осторожно. Тренер должен иметь, как минимум, педагогическое образование. Тщательно изучаем его биографию. И еще. Карате, ушу несут в себе традиции народов Востока. Мы живем в России и не должны забывать свою историю. Поэтому стараемся развивать виды борьбы славянских народов, русский рукопашный бой. При клубе действует секция армейского рукопашного боя. Воспитываем ребят на примере героев не только Великой Отечественной войны, но и локальных конфликтов последних десятилетий. Создаем группы по подготовке юношей к службе в армии, развиваем военно-прикладные виды спорта.
Физическая культура – не второстепенный предмет
– Николай Семенович, вы нарисовали довольно радужную картину, но неужели вас не трогают проблемы, связанные с развитием физической культуры подрастающего поколения?
– Если говорить о проблемах серьезно, то самая главная из них, на мой взгляд, – это отсутствие стройной системы управления физическим воспитанием в области образования. Спортивные школы и школы общеобразовательные сегодня относятся к разным ведомствам. Вспомните недалекое прошлое – спортшколы всегда были в системе образования. СДЮШОР – это тип учреждения дополнительного образования. В этом я вижу нарушение правопреемственности. Систему физического воспитания необходимо выстраивать более серьезно. Утеряно много хороших традиций советских времен. Все спортивные технологии, которые были разработаны в Советском Союзе, сегодня применяют во всем мире и ставят в противовес России.
Еще меня шокирует, когда некоторые «специалисты» говорят, что урок физической культуры нужно отправить на задворки. Мол, второстепенный предмет. А что сегодня значит в школе урок физической культуры? В моем понимании – это здоровье молодого поколения и будущее нашего народа. Если ребенок будет здоров, он легко освоит и другие учебные предметы. Давно доказано: хочешь разгрузиться психологически – нагрузи себя физически.
Комментарии