search
main
0

Надежды на рынок не оправдались. Виктор ДЕМИН, доктор педагогических наук, президент Союза директоров ссузов России

– К сожалению, разработка механизмов и инструментов по модернизации образования по-прежнему затрагивает лишь общеобразовательную и высшую школы и в неполном объеме обеспечивает преемственность и интеграцию всех уровней профессионального образования. До сих пор не приняты во внимание те шаги, которые обсуждались в правительстве по очередному этапу модернизации в рамках опережающего развития начального и среднего профобразования. Хотя нас радует, что решения, которые сейчас принимает Министерство образования и науки, позволяют обратить внимание на проблемы, накопившиеся в системах НПО и СПО в последнее время.

Необходимость опережающего развития профобразования очевидна, принимается обществом, обусловлена не только масштабами систем НПО и СПО, но и высочайшей потребностью в высококвалифицированных рабочих и специалистах, которую испытывает сегодня современное производство.

Сейчас перед нашим уровнем образования стоят несколько серьезнейших проблем. Первая – оптимизация управления во многом сказывается на снижении потенциала начальной и средней профессиональной школы. Сама по себе передача учреждений НПО и СПО в регионы была объективно необходима, поскольку изначально многие учебные заведения создавали исключительно для решения кадровых задач отраслей регионов, местных рынков труда. Более 40% учебных заведений СПО сегодня уже находятся в ведении регионов, в то время как два года назад число таких учреждений составляло немногим более 30%, а в муниципальной собственности более 10% против 1%. Хорошо, что наши учебные заведения становятся все ближе к рынку труда. Однако те меры, которые были предприняты по передаче учебных заведений СПО, не могут не волновать. Так, к сожалению, при довольно значительном количестве положительных тенденций (например, при передаче в Санкт-Петербурге финансирование техникумов и колледжей увеличилось в три раза) отрицательные преобладают. На Урале, на Дальнем Востоке, в других субъектах Федерации остались учебные заведения, которые не имеют полнокровного финансирования. Сегодня более тысячи преподавателей, свыше десяти тысяч студентов СПО Москвы направили в адрес Министерства образования и науки письмо о том, что финансирование у них до сих пор не открыто.

Кроме того, модернизация предполагает образование университетских комплексов. Идея хорошая, но сегодня при ее реализации возникают серьезные проблемы. До нынешнего времени около 200 вузов имели в своих составах техникумы и колледжи, но у нас мало примеров, когда в колледжах и техникумах при этом сохранена подготовка специалистов среднего профобразования. Ссузы напрямую превращаются в подготовительные отделения вузов, и в ряде высших учебных заведений начинают профессиональную подготовку в школах начиная с 8-го класса, и по ее окончании выпускник получает диплом о среднем профобразовании. При этом нарушаются государственные стандарты, нормативные документы по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием. Сейчас мы наблюдаем две тенденции: одни учреждения СПО хотят войти в состав университетских комплексов, другие этого не желают, но неопределенность при их передаче на региональный уровень подталкивает ссузы к вхождению в систему высшего образования даже с потерей юридического лица. Практика показывает, что в конце концов это приводит к свертыванию подготовки специалистов среднего профессионального уровня. Поэтому мы считаем, что нужно усилить контроль за этими не всегда продуманными действиями.

Надежда на рынок труда, который-де должен отрегулировать многие процессы подготовки практико-ориентированных специалистов, сегодня, к сожалению, не оправдываются. Учебно-материальная база учреждений СПО по наукоемким и высокотехнологическим специальностям безнадежно устарела, а, например, по специальностям в области электроники не отвечает современным требованиям к подготовке специалистов. С одной стороны, государство не может вернуться к льготному налогообложению, с другой – у него нет возможности инвестировать образование теми темпами, в поддержке которых нуждается подготовка по этим наукоемким специальностям. В результате те средства, которые учебные заведения зарабатывают и получают помимо бюджетного финансирования, во многом изымаются из оборота в виде налогов, а могли бы успешно работать на образование. Причем отмена льготного налогообложения привела в последние годы к значительному росту стоимости оказываемых образовательных услуг.

В связи с тем, что приняты изменения в ряд Законов, в том числе в Закон «Об образовании», мне кажется необходимым пересмотреть положение о среднем профессиональном учебном заведении и привести его в соответствие с новой редакцией закона, сделать его более прагматичным и актуальным для профобразования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте