search
main
0

Надежды матушки Клио

В Москве прошел конкурс школьных исследовательских работ

“Не выпускайте историю из рук своих, ибо она имеет свойство ускользать, обрастая легендами”… Со сменой правителей история часто переписывается. Практику манипулирования фактами наша страна постигла в совершенстве. Но есть и другие примеры. Конкурс школьных исследовательских работ по истории. Это как раз тот случай, когда взрослые преследовали благие цели: пробудить у детей чувство уважения к прошлому.

Межрегиональная общественная организация “Объединение преподавателей истории” вышла на Фонд Кербера (Германия). Последний недавно отмечал 25-й юбилей своих исторических конкурсов. Что и говорить, одинокий доктор Курт Кербер ознаменовал когда-то свой пятидесятилетний юбилей важным решением – основанием фонда, инвестирующего средства в науку и исследования, образование и культуру. Мотивы: отсутствие исторического сознания не раз становилось трагедией для общества.

Итак, о конкурсе. Из двухсот с лишним работ, присланных из разных уголков России, экспертами было отобрано тридцать. Оценивалось все: от умения ввести в текст историческую справку до выразительности стиля. И вот счастливчики в финале. Защита работ проходила в форме “круглого стола”, в котором принимали участие все, не исключая “болельщиков”. Они, преимущественно мамы, комкали платочки, тянули шеи и беззвучно шептали подсказки. Было отчего переживать. На экране – отрывок из текста. Экспертом обнаружено противоречие. Требуется объяснить, выдвинуть и отстоять версию, если таковая имеется.

– Это необходимый тренинг работы с документами, – говорит директор Государственной публичной исторической библиотеки, кандидат педагогических наук Михаил Афанасьев. – Невнимательностью и поверхностностью суждений грешат не только школьники, но и профессора. Простота документа обманчива. Конец ХVIII века, правление Павла I. Офицер уходит в отставку, получает деревню. С позиции сегодняшнего времени – это признание заслуг. А тогда – ссылка. Как настоящие исследователи, ребята должны подойти к теме комплексно, все взвесить.

– На первый конкурс пришло около ста работ, на второй – больше двухсот. Какая судьба им уготована? – спрашиваю я.

– Конкурсные работы – богатейший материал для научных исследований. В них приведены интересные факты, редкие генеалогические таблицы, крестьянские родословные, которые мало изучены. Один экземпляр конкурсной работы на вечное хранение остается в нашей библиотеке. Александр Исаевич Солженицын высказывал пожелание, чтобы и в его архиве было по экземпляру… Сам конкурс – кладезь для исследователей психологии перестройки и постперестроечного времени. Что было естественным для сорокалетних, для нынешних подростков – другая жизнь.

– А общее восприятие истории, какое оно у ребят? – этот вопрос я адресую доценту исторического факультета МГУ им. Ломоносова, председателю Правления межрегиональной общественной организации “Объединение преподавателей истории” Александру Шевыреву.

– Я бы сказал трагическое. Почти во всех работах – 30-е годы, коллективизация. Вполне возможно, что, берясь за эту тему, ребята хотят угодить жюри, подстроиться под взрослые вкусы. Мы в их возрасте искали то, чем можно было гордиться. Победы, героические поступки.

После “круглого стола” ребят ожидала письменная работа. Вопросы на логику, на умение сопоставлять факты… И вот уже церемония награждения в Доме Европы ( Дом дружбы народов). Волнение, улыбки, цветы, поздравления…

Абсолютно все ребята были в той или иной степени отмечены, все получили призы, Не обойдены были и руководители работ. Алексей Григорьев, учитель истории из села Борзыни Тверской области, получил специальный приз от “УГ” за создание музея крестьянских родословных.

Наталья Алексютина

Список победителей конкурса читайте на стр. 23

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте