Дом детского творчества можно сравнить с симфоническим оркестром. В идеале это слаженный профессиональный коллектив, которым руководит дирижер – директор. Каждый оркестрант прекрасно владеет инструментом, вкладывает мастерство и душу в исполнение и органично встраивает свою партию в общее звучание. Только тогда музыкальное произведение затрагивает ум и сердце, воздействует на сознание, вдохновляет, окрыляет и очищает. Таков смысл музыки. Таков же и главный смысл работы с детьми в творческих коллективах.
Но бывают попытки совместить несовместимое, когда в оркестровой яме рассаживаются «утонченные классики» и «бесцеремонные шлягеры». И увы, вторых становится все больше. Вот тогда ансамбль распадается и приходит беда – ни со скрипкой, ни с виолончелью, ни с их партитурами в таких коллективах уже не считаются. Шлягеру нужны другие инструменты и другие ноты. Тонкую и бережную работу со струнами детской души забивают агрессивные, громкие, ритмичные и бездумные децибелы.От редакцииМосква. Перово. 1-я Владимирская, 20, Дворец творчества «Восточный». По этому адресу «прописаны» Детская народная киношкола и Народный музей кинозвезд России, созданные стараниями его организатора и добровольных помощников. «Учительская газета» со дня основания киношколы, без малого 15 лет, поддерживает этот удивительный по одухотворенности творческий и человеческий проект Юрия Дмитриевича Марущака и не устает удивляться силе духа, одержимости и… бойцовской энергии этого человека. Увы, это почти правило: легко и просто живут люди, скроенные по мерной линейке, живущие по графикам и шагающие по клеточкам инструкций. А фанатично преданным своему делу необходимо быть борцами. Для Марущака сейчас важнее важного не потерять смысл всей своей жизни: театр – кино – дети.Он никогда не приходил жаловаться. Приходил поделиться радостью, подарить кассету с фильмом или новым спектаклем, пригласить на премьеру. Сегодня особенный день. Юрий Дмитриевич принес в редакцию свою боль, недоумение и вопросы. Рассказал о рвущих душу проблемах и предложил пути их решения. Он переживает не только за судьбу своей киношколы, а обо всем детском дополнительном образовании.Мы предоставляем слово Юрию МАРУЩАКУ, педагогу, режиссеру, другу, с уважением к его поступкам, жизненной позиции, качеству и градусу его волнений. От первого лицаПодобное сейчас творится во многих творческих коллективах. Нет системы, а значит, нет объединяющей цели. Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» не исключение. Вместо бывшей когда-то Мекки дополнительного образования за несколько последних лет критерии качества работы сильно сместились, и во дворце творчества образовалось что-то наподобие сплошного гастрольного тура, где концерт за концертом идут по будням для родителей и по праздникам – для всех. Недавно здесь сменилось руководство, и этот факт поднял дремавшие проблемы на драматический уровень. Пока новая дирекция разбирается в оставленных ей завалах, непрофессионализм пытается править бал.Прекрасное далёко…Вспоминается с ностальгией былое содержание учреждений дополнительного образования, благословлявшее ребят на удачный выбор профессий, готовившее педагогов-вожатых для работы с детьми во дворах, которой сегодня всерьез никто и не занимается. А ведь как важно не забывать об этом уникальном опыте, вошедшем в учебники по педагогике! Именно в обычных дворах проходили музыкальные, спортивные, танцевальные, массовые общественно значимые мероприятия, сыгравшие достойную роль в воспитании целых поколений, подаривших Отчизне созвездия великих педагогов, ученых, музыкантов, писателей, дипломатов, защитников Родины, героев труда. Вот ради этого вместо «концертных» отделов надо срочно создавать профильные учебные группы детей, ориентированные на приобретение навыков необходимых государству профессий, включая, естественно, и творческие. Пока еще есть умные и неравнодушные кадры, пока что для них есть классы, лаборатории, студии. Немонетизированная духовностьКогда я поинтересовался у коллеги, имеющей ставку специалиста дополнительного образования и занимающей довольно высокую должность, почему не ведется работа с подростками на улице, она ответила: «А кто нам будет платить?» Можно подумать, что так уж и не платят. Печально, но приоритет сегодня отдан студиям из разряда шоу-бизнеса в ущерб коллективам, погруженным в мировую художественную культуру. Такое однобокое воспитание создает траверс для тех, кто видит себя архитектором, кинооператором, фотохудожником, модельером, тех, кто желает овладеть гитарой, балалайкой, научиться танцевать классические вальс и танго…«Такое время», – разводят руками руководители «дворцовых» подразделений. Эти дамы и господа искусно прикрывают свою некомпетентность прекрасным владением профессиональной лексикой. Игры дилетантовВозьмем для примера наш социально-педагогический отдел. Именно в его состав входит Детская народная киношкола, которую возглавляю я – доцент, кандидат филологических наук, окончивший МГУ и прошедший школу ВГИКа. Руководит нашим отделом профессиональная… танцовщица. Говорят, неплохо танцевала. Но толку нам с этого? Да и здесь ее знания хромают: росчерком пера, не задумываясь, зав. отделом «исправила» в расписании занятий предмет «классический танец» на «сцендвижение». Разница в содержании очевидна даже для непрофессионала! Ей же принадлежит идея создания кружка с таким названием: «Сценическая речь в рамках культурологии». Коллеги, кто-то из вас понимает, что это значит?.. Возможно, в портфолио этого руководителя есть какой-то документ, подтверждающий ее связь с социальной педагогикой, но никому от этого ни легче, ни интереснее работать не становится.Этот пример не единичный. Так, руководит отделом прикладного творчества и отвечает за организацию художественных выставок… логопед. Некомпетентность, незнание основ теории искусств и отсутствие должного опыта отражаются на качестве работы, создают преграду между руководителем и профессиональными педагогами, что, конечно, цепной реакцией приходит к детям. Недавно во дворце отмечали День музеев. В его программе от существующего в самом дворце уникального музея, признанного специалистами непревзойденным по экспозиционной и методической насыщенности, осталось одно название. Руководителю подразделения даже мысли не пришло воспользоваться нашими фондами и сделать этот день ярким, запоминающимся событием для детей и их родителей. А ведь в музее хранится богатейшая видеотека! Можно было показать на экране в холле фильмы-легенды «Летят журавли» (памяти Т.Самойловой), «Белое солнце пустыни» (памяти А.Кузнецова), «В бой идут одни старики», «Освобождение»… Выставить экспозицию из фотографий военного времени, предметов, принадлежавших народным артистам СССР Ю.Озерову, Е.Веснику, Е.Матвееву… Надо было только перешагнуть порог своего музея. Новому руководству дворца неизбежно придется столкнуться с несоответствием поставленных задач и существующим человеческим ресурсом для их выполнения. Хочется верить, что как только дирекция разберется в хозяйственных проблемах, то порядок наведет. И будут в «Восточном» и свое методобъединение, составленное из специалистов разных, а не одной-двух профессий, и общественный совет, и художественный. Что под слоем свежей краски скроется наконец вызывающе безвкусная тату-фреска, нанесенная главным художником на балконе в холле киноконцертного зала и нарушающая органику интерьера, созданного заслуженными архитекторами Москвы!Стыдно и неловко об этом говорить. Экономят на талантливых профессионалах и в то же время содержат штатную единицу только для написания объявлений. Хотя чего проще и гораздо дешевле: введите аккордную оплату труда, и вам будут писать на ватмане педагоги художественных студий. А можно и новыми компьютерными технологиями для этих целей пользоваться.Искусственный отборМногие коллективы, в том числе танцевальные, которых уже более десяти, вовлечены в коммерческую деятельность. В результате потеснены «неформатные» оркестр народных инструментов под руководством заслуженного артиста России Олега Тарасова, детский хор, театр мюзикла Екатерины Суржиковой, вокальные исполнители академических произведений и единственная в России Детская народная киношкола. Вокруг нее и вовсе сложилось кольцо отчуждения.Школу не вводили в расписание дворца, мотивируя мелочными формальными причинами – то план занятий не так составлен (но извините, господа методисты, взяли и поправили бы), то в программе не там поставлена точка… До слез доводили педагогов, которые из-за придирок месяцами не получали зарплату и увольнялись. Только недавно мы узнали истинную причину: разрастающимся танцевальным коллективам для вновь принятых хореографов не хватало часов. Как все просто и цинично! Сегодня киношкола продолжает числиться в нелегалах. Даже на выставленных в честь дня рождения дворца стендах не было ни строчки, напоминавшей о существовании киношколы, которой в следующем году исполнится пятнадцать лет, а созданному при ней музею – десять. Школы, награжденной почетным Дипломом гильдии кинорежиссеров СК России. Победившей в одном из конкурсов Фестиваля наций (Австрия). Дважды лауреата фестиваля телевизионных программ для детей и юношества «До шестнадцати и старше». Ни одной копии этих дипломов не допустили к доске достижений дворца творчества. Когда в холлах установили большие телеэкраны, мы надеялись, что хоть один из 10 фильмов киношколы покажут. Но нет, только мультики и видеозаписи тех же концертов.Не нашлось и слов благодарности за успешную премьеру спектакля «Госпожа Метелица», поставленного впервые в Москве в формате кинотеатрального действа. В нем и балет, и драма, и кино.А тем временем место киношколы на стенде «Театральная направленность» занял недавно прибывший из Центрального округа коллектив, не имеющий еще ни такого опыта, ни таких заслуг. Никто не против, но где же справедливость? На этот вопрос начальник социально-педагогического отдела ответила: «Нам дано указание больше уделять внимания танцам и тому коллективу, который представлен на стенде». Но таких указаний дирекция не давала. Это просто-напросто вспышка произвола. Казуистика и формализм, коньюнктура и коммерция диктуют свои правила жизни.ПослесловиеМне бы очень хотелось, чтобы дворец творчества стал своего рода детской академией дополнительного образования. Ребята должны знать особенности национальной культуры, историю костюма, работы мастеров театра и кино, быть знакомыми с классикой оперного и балетного искусства, ансамблями танцев народов нашей великой России. …Не могу забыть своего разговора с девчушками из танцевального коллектива, которые ждали начала занятия перед аудиторией. Спрашиваю, известны ли им такие имена, как Анна и Надежда Павловы, Светлана Захарова, Ирина Колпакова, Игорь Моисеев? «Ой, – засмущались девочки, – а у нас таких нет». Так станьте же ими, ребята!
Комментарии