Многие всероссийские конкурсы давно стали доброй традицией «Учительской газеты». В их числе – конкурс среди подписчиков. В этом году, чтобы выявить его победителя, оценивались два фактора – кто быстрее вышлет копию подписного купона и рассказ о себе. В редакцию пришли сотни писем из самых отдаленных регионов страны. Но самая первая ласточка прилетела из Республики Татарстан.
Рамиля Давлитова из села Муслюмово, педагог с 32-летним стажем, выписывает «УГ» со студенческой скамьи! Рамиля Идрисовна еще в декабре оформила годовую подписку. Она и стала обладательницей специального приза – цветного телевизора.
Когда мы торжественно вручили Рамиле Давлитовой телевизор и ее поздравил министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов, женщина, не скрывая радости, призналась:
– Мне дарили грамоты и книги за участие в районных конкурсах, но столь памятного подарка я еще никогда не получала.
Трудолюбие и терпение
Если бы не победа в этом конкурсе Рамили Идрисовны, я, может быть, еще не скоро побывал бы в древней Казани, которая в 2005 году отметит свое тысячелетие. Город и особенно белокаменный кремль удивляют гостей сочетанием православных и восточных архитектурных традиций.
…Сидим за столом, пьем чай с национальным татарским блюдом чак-чак, разговариваем о жизни.
Рамиля Давлитова родилась в деревне Салаус-Мухан, что рядом с райцентром Муслюмово. Родители Рамили, простые колхозники, делали все возможное, чтобы их сыновья и дочери получили хорошее образование. Их труды не пропали даром – из четверых детей трое связали свою жизнь с педагогикой. Сегодня старший брат Рамили Идрисовны – учитель, старшая сестра тоже работала в школе, но теперь на пенсии. Младший брат – механизатор.
Рамиля Идрисовна тепло вспоминает своих родителей:
– Меня всегда удивляло их терпение и трудолюбие. Эти качества они старались привить и нам, своим детям. Нам некогда было разгуливать, нежиться на солнце. Родители высаживали три гектара свеклы. За лето их надо было несколько раз обработать, прополоть, сделать поливку. В юности я иногда завидовала учителям, потому что, как мне тогда казалось, они больше отдыхают, чем тот, кто трудится на земле. Но профессию педагога выбрала, конечно же, не поэтому. Учительство – мечта моего детства.
– Отец с матерью постоянно выписывали газеты и журналы, – рассказывает Рамиля Идрисовна. – Мы с сестрой и братьями любили разгадывать ребусы, головоломки, часто их разгадки отсылали в редакции. В ответ получали отзывы, полезные советы. Когда я была звеньевой во втором классе, то старалась применить в школе все интересное, что узнавала в периодических изданиях. Газеты и журналы помогали мне и когда я была председателем совета пионерской дружины, секретарем комсомольской организации.
После десятилетки Рамиля Давлитова поступала в Казанский пединститут, но не набрала необходимое количество баллов. Вторая попытка оказалась удачной – она поступила в Елабужский государственный пединститут, где окончила филологический факультет. Потом – четыре года работы в родной школе, замужество и переезд в Муслюмово, где Давлитова была директором дома школьников. С 1984 года и по сегодняшний день она методист по библиотечному делу и школьным учебникам.
У Рамили Идрисовны четверо детей. Старшему сыну Илюсу в школе нравился предмет технология, и он пошел по стопам матери – окончил Мензелинский педагогический колледж. Дочь Чулпан (в переводе с татарского Венера) учится на третьем курсе Татарского гуманитарного института на факультете иностранных языков. Младшая дочь с красивым именем Миляуша (что по-русски значит Фиалка) – ученица одиннадцатого класса, собирается поступать в Камский политехнический институт и стать экономистом. Младший сын Рамиль, девятиклассник, серьезно увлечен компьютерами.
По улыбкам на лицах детей и по тому, как они внимательно слушают мать, видно, что они очень любят ее.
– Наша мама самая лучшая. Она очень добрая, – вступает в разговор Чулпан. – Мама всегда напоминает нам, что нужно доброжелательно относиться к людям и уважать старших. В детстве благодаря ей мы объездили весь Татарстан. Она показывала нам красивые места, рассказывала о достопримечательностях родного края…
Методист – человек ответственный
Разговор постепенно переходит в профессиональную область.
В чем же заключается работа районного методиста по библиотечному делу?
– Я принимаю заказы на учебники, изучаю интересы педагогов и возможности учеников, – рассказывает Давлитова. – Всегда интересуюсь контингентом школьников, и если дети слабы в знаниях, то советую им учиться по национальным учебникам. Если же ученики сильнее или после четвертого класса из татарской переходят в русскую школу и родители хотят, чтобы они продолжали обучение на русском языке, советую заниматься по русским учебникам. Для этого, конечно же, нужна дополнительная подготовка. Здесь мне очень помогает «Учительская газета». В ней много интересных и полезных материалов не только для педагогов, но и для родителей и школьников. Благодаря «УГ» я постоянно в курсе всего нового, что выходит в крупнейших педагогических издательствах. Стараюсь выбрать лучшие учебники, достать их, рассказываю о их достоинствах на районных семинарах и совещаниях.
Давлитова постоянно в разъездах, ведь учебную литературу ей приходится привозить из Набережных Челнов, Бугульмы, Казани, а это не так близко. Иной раз она уезжает из дома в три часа ночи и возвращается за полночь.
– Случается, мне дети и по работе помогают, – говорит Давлитова. – В июне этого года мы привезли два «КамАЗа» новых учебников. Ребята заполняли документацию, раскладывали книги, отправляли их в школы района. Иногда в город за недостающими учебниками ездит мой старший сын Илюс.
Спрашиваю о проблемах школьных библиотек.
– Боюсь сглазить, – улыбается Рамиля Идрисовна, – но не могу не сказать, что положение стало улучшаться. В прошлом году до муслюмовских школ дошел 100-томник библиотеки русских классиков. Мы были просто на седьмом небе от счастья. Стала поступать новая художественная литература и на национальном языке. Правда, с татарскими учебниками особых затруднений не было, трудновато приходилось с федеральным комплектом.
Сельские школы в Муслюмовском районе, как и по всей России, переживают трудности. Особенно начальные малокомплектные, которых в районе 26. Там старая мебель, острая нехватка приборов в кабинетах физики, нет химических реактивов. Если городские школы могут хоть что-то выпросить на промышленных предприятиях, то в деревнях такой возможности нет. Вот и выкручиваются учителя как могут.
– Мы очень рады, что до нас дошли компьютеры, – говорит Давлитова. – Три сельские школы собираются подключить к интернету. Это большое дело.
Рамилю Идрисовну беспокоит снижение уровня преподавания в школах. По ее мнению, педагогические колледжи с практической стороны дают даже больше, чем вузы. К сожалению, сегодня в педвузах много студентов, которые попали туда «случайно». Они учатся только ради диплома и в школы работать не идут. Но основная причина нехватки молодых кадров – это низкая зарплата. Сын Рамили Идрисовны преподавал в школе информатику, работал в две смены и получал всего 1600 рублей. Разве это деньги! Он женат, ему надо содержать семью. Сейчас его приглашают на газовый участок программистом и предлагают зарплату в три тысячи. О зарплате школьных библиотекарей и говорить не хочется. Она в пределах 700 – 1000 рублей, а 1200 выходит только у тех, кто работает по совместительству.
Общество расслаивается все больше и больше. Рамилю Идрисовну очень огорчает то, что на этой почве люди становятся злее, раздражительнее. Понятие дружбы смешивается с выгодой и корыстью. Молодежь неуважительно относится к старшим, а в городе много сирот и беспризорных. Еще Рамиле Давлитовой хотелось бы, чтобы педагоги и родители воспитывали в детях уважение к традициям не только своего народа, но и народов, веками живущих на одной земле. Только тогда у нас будет сильное и справедливое государство.
Республика Татарстан
Комментарии