search
main
0

Надежда Казакевич, Санкт-Петербург: Во время “дистанционки” двоечник отличником не становится

Перед тем, как начать излагать свои мысли по поводу сложившейся сегодня ситуации, хочу предупредить читателей: не путайте, пожалуйста, дистанционное образование с дистанционным обучением. ​Дистанционное образование – это система…

Надежда Казакевич

…Оно может быть допустимо только как один из видов повышения квалификации уже достаточно образованных людей, желающих освоить что-то новое для применения в своей деятельности, то есть тех, кто знает, чего хочет, и готов приложить труд для достижения своей цели. Дистанционное обучение – это вынужденная ситуация, при которой вследствие форс-мажорных обстоятельств невозможен личный контакт между обучающими и обучаемыми.
Элементы дистанционного обучения вполне возможны и в обычных условиях: ребенок заболел, но учитель прислал ему материалы для подготовки; учитель демонстрирует на уроке видеозапись эксперимента, показать который сам не может из-за отсутствия оборудования. Можно долго продолжать.

Итак, договоримся, что о дистанционном образовании речь не пойдет.

Коронавирус заставил учителей учиться плавать в море дистанционного обучения без предварительной подготовки. Многим сложно. Сложности есть двух типов.

Первый тип – технические сложности. Хорошая техническая база должна быть у самого учителя, который работает из дома, и хорошая техническая база должна быть у учеников: для учебы даже самый продвинутый смартфон не годится. У меня проблем с этим нет: мощный компьютер, хоть ему и 10 лет; отличный, работающий без перебоев проводной интернет; у каждого члена семьи свой компьютер. Как только речь зашла о дистанционном обучении, я сразу приобрела графический планшет, и он прекрасно заменяет классную доску (занятия веду в режиме демонстрации экрана в “Скайпе”, можно было бы и в Zoom, но “Скайп” вполне справляется).

Конечно, в семьях, где несколько школьников или студентов, да еще родители работают удаленно из дома, один компьютер на всех не поделить. Для таких семей годится вариант дистанционного обучения оффлайн: учитель пересылает задания, материалы для изучения, ученик разбирается с этими материалами, выполняет задания и отсылает учителю фото или сканы своих работ. Если возникают вопросы – спасают социальные сети, самая подходящая из которых – “ВКонтакте”. Группа для учеников у меня существует с 2007 года, система общения отлажена. Последние несколько лет для коллективного общения пользуемся беседами, для каждого класса своя беседа. Не могу не сказать пару язвительных слов по поводу социальных сетей. Многие считают, что от них один вред. “Неожиданно” оказалось, что это не так. Приходилось слышать от разных людей, что в соцсетях только грязь и насилие. Это неправда. Просто каждый находит ровно то, что хочет найти. Социальные сети – это удобный способ коммуникации.

Следует отметить еще один момент. Дистанционное обучение в любом варианте – онлайн и оффлайн – для учеников начальной школы и пятых, возможно, шестых, классов без участия родителей невозможно. Но у родителей очень много своих дел. Здесь подошло бы только обучение онлайн в очень малых (по три-пять человек) группах, однако возможность организовать его сомнительна для государственных школ, где в классе по 30 человек. Ситуация очень тяжелая. Привлечь студентов педагогических вузов к онлайн-урокам? Наверное, столько не набрать будет. Старшеклассники, возможно, тоже могли бы помочь младшим, но у них времени едва хватает на выполнение собственных заданий. Возможно, нужно было бы просто дать началке еще один год. Кого-то родители вместе с удаленно работающим учителем смогли научить, кого-то – нет. В общем, переходить ребенку в следующий класс или остаться еще на год, наверное, должны решать родители.

Второй тип сложностей связан с отсутствием или недостаточным количеством у учителей своих наработок в электронном виде. В нашей семье первый компьютер появился 20 лет назад. В результате большинство моих наработок, конспекты уроков, все контрольные работы, презентации, часть которых я конвертировала в видеоформат, были сделаны для обычной жизни, а сейчас вложенный когда-то труд окупается сторицей. Времени на подготовку к онлайн-уроку требуется, конечно, гораздо больше, чем к обычному, но все-таки, когда не нужно искать сделанное кем-то, а есть свое – это очень помогает.

Существует проблема контроля знаний: списать детки вполне могут. Однако если есть подозрение, что работа выполнена с помощью родителей или готовых домашних заданий, отметка без защиты работы выставлена не будет. На вопросы по ходу решения задач дети отвечают устно, отметка ставится по результату защиты. Устный опрос на онлайн-уроке тоже предусмотрен. Так что во время дистанционки двоечник отличником не становится.

Пугает желание министерства заставить всех учителей перейти на одну платформу, что должно сделать работу учителя при дистанционной форме проще. Получается навязчивый сервис. По-моему, такие платформы нужны в первую очередь самим чиновникам для упрощения проверки работы учителей.

Закончить хочу тем, с чего начала. Дистанционное обучение может использоваться только в крайних случаях, элементы дистанционного обучения вполне вписываются в обычную работу, а дистанционного среднего, среднего специального и высшего образования быть не должно.

Об авторе:

Надежда Абелевна Казакевич – учитель физики и химии, эксперт ЕГЭ по физике, в прошлом – научный сотрудник Государственного института прикладной химии.

Фото из архива автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте